Когда Caterpillar «просит» ремня: значение, поломки и замена ременных компонентов

Двигатель американского производителя Caterpillar может работать длительное время, за что его ценят владельцы этой автотехники, работающей в самых разнообразных сферах экономики — Кат можно встретить в сельском хозяйстве, промышленности, на стройках, грузоперевозках и добыче полезных ископаемых. Присматриваются к Катерпиллеру и имеющие модели техники других фирм, ведь случаи, когда один мотор ставят на другую машину, не так уж редки. Кроме высокой выносливости и неприхотливости, автомобилистов привлекают мощность и экономичность «американца», простота обслуживания и ремонта, что достигается простыми ремонтными схемами, применяемыми на целой серии моделей. Детали можно заменять, а это немалый плюс, тем более с их компактным расположением. Поэтому мы посвятили эту статью вопросам ремонта и замены одного из важных компонентов — ремня. Разберёмся с неисправностями, их причинами, уделим внимание вопросам профилактики.

Многообразие ремней в двигателе Катерпиллер

Двигатель Cat активно использует привод ременных механизмов, он применяется в нескольких узлах мотора. Связано это с тем, что прямоугольный предмет из жёстких, крепких материалов по типу используемого в текстиле отлично передаёт момент кручения, поэтому ремень задействуют в такой передаче, ведь он пропускает момент через себя. Имеющиеся зубья упрощают передачу, при зацеплении образуется дополнительный силовой импульс.

Такая ременная передача применяется в генераторе переменного тока и приводе дополнительных устройств, а также в приводе водяного насоса. Есть модели, где с помощью ремня передаётся крутящий момент на вентиляционное устройство. Большинство ремней — многоклиновые.

Причины и диагностика поломок

В работе ремней силового агрегата, где бы они ни устанавливались, большую роль играет степень натяжения. Поэтому поломка чаще всего связана именно с неверной натяжкой. Но когда ремень неисправен, то и натягивать его бесполезно. При этом чаще всего оказывается испорченным и устройство, используемое для натяжения. Поэтому их обычно меняют вместе.

Для диагностики можно не применять специальную аппаратуру, так как обычно достаточно визуального осмотра. Это, прежде всего, касается состояния ремня. При неисправности он уже не нов и выглядит, прямо скажем, отвратительно. В этом случае он может быть начисто разорван или не иметь каких-либо частей, но случается, что вмятины, царапины, разрывы не так масштабны. Довольно часто ремень засален или имеет на поверхности застывшее, застаревшее масло с характерным прогорклым запахом.

Ремень заменяют также, когда не удаётся подключить приводные устройства. В этом случае его обновляют даже для проверки: если с новым ременным механизмом проблема решена, то старый отправляется на выкидку. Сложнее проверить степень натяжения, для этого могут использоваться и спецприспособления.

Причины, по которым ремень выходит из строя, можно разделить на объективные и субъективные. Прежде всего, это исчерпание заложенного ресурса. После пары-тройки лет эксплуатации никого не удивляет рекомендация обновить ремень, потому что очевидно, что он своё отработал. Но по правилам обновление следует проводить, не дожидаясь этой крайней ситуации. Поэтому правильно поступают те водители, которые делают это ежегодно, хотя тут многое зависит от степени загрузки техники и режима её работы.

В свою очередь, ресурс исчерпывается под действием неблагоприятных условий, которые складываются в силовом агрегате. Тут и повышенные температуры, и проникающая химия с загрязнениями. Ремень может не выдержать и сильного давления. Особо стоит обратить внимание на этот компонент после различных столкновений или падений предметов извне. Негативно влияют на него и протечки. То же застаревшее масло означает его низкое качество, что может быть следствием несвоевременной замены фильтров.

Тут объективные причины плавно перетекают в субъективные, потому что обновление фильтров, как и качество масломоторного состава, — забота водителя. Но, пожалуй, всё начинается с установки, потому что случается, что ремень получает повреждения уже на этом этапе. Особенно часто это происходит с низкокачественными изделиями, которые вообще-то запрещено ставить на Катерпиллер. Гарантия сохраняется только при постановке оригинальных ремней этого производителя.

Далее ремень нуждается в регулярных осмотрах и проверках степени натяжения. Наконец, он должен получать должную смазку. Ну и нельзя не сказать о влиянии стиля при работе за рулём. Чем больше будете включать приборы, требующие ременного привода, тем быстрее будет исчерпываться ресурс. Конечно, это не означает, что, например, те же помпа или вентилятор не должны работать, но они не должны функционировать вхолостую, а их включение-выключение рекомендуется не учащать, щёлкая тумблером. Кроме того, иногда о неисправности вентилятора судят по отсутствию возможности выключения, что заставляет находиться в напряжении и ременной механизм привода.

Рекомендуемые действия

Если вы обнаружили, что ремень имеет довольно потрёпанный вид, или убедились в отсутствии должного натяжения, либо заподозрили неисправность при отсутствии привода, этот компонент лучше сразу поменять на новый. Согласитесь, стоимость ременного механизма не настолько велика, чтобы инвестировать в его ремонт. К тому же для такого действия вам придётся серьёзно потрудиться, чтобы подобрать достойный материал, он обойдётся слишком дорого, а дешёвые не смогут долго держать ремень в хорошем состоянии, всё равно всё сведётся к обновлению. Поэтому лучше это сделать сразу.

Почему важно правильное натяжение ремня? Просто когда он недостаточно натянут, нет функциональности, крутящий момент может и совсем не передаваться на привод. А при слишком сильной натяжке велик риск его разрыва. Кстати, когда натяжка слишком слабая, ремень просто болтается и тоже может быть повреждён, при этом он мешает и другим деталям.

Некоторые механизмы используют сразу несколько ремней. В этом случае при повреждении одного рекомендуется обновить все ременные механизмы. Связано это с тем, что при замене одного ремня из комплекта на него будет падать максимальная нагрузка, ведь остальные более растянуты. Результатом станет обрыв свежего компонента.

Ремень снимается без особых усилий, как правило, для этого не нужно снимать генератор или водонасос, но демонтаж этих узлов возможен, если вы решили их поменять вместе с ременным компонентом. К тому же это может стать поводом для их проверки и чистки. Ремень просто вынимают из пазов, освобождая от шкива, но предварительно придётся убирать ограждение, оно обычно крепится болтами, их выворачивают. Также не забудьте отключить АКБ, слить техжидкости, если речь идёт о приводе системы охлаждения.

Проверка новых ременных механизмов проводится в два этапа: непосредственно после постановки и через получасовой промежуток, чтобы оценить и степень натяжки, и корректность взаимодействия с натяжителем.

В некоторых моделях Кат ременные механизмы содержат пружину, её отводят в сторону, иначе она сработает и помешает процессу.

Меры профилактики

Так как от качественной работы ремня зависит и функционирование других узлов, таких важных, как генератор или вспомогательные агрегаты, водяная помпа и вентилятор, то это обуславливает необходимость профилактических мероприятий в отношении ременного механизма, с целью пролонгации его эксплуатационного периода. Практика показывает, что мероприятий в рамках стандартного ТО недостаточно, чтобы отследить критические моменты, в этом случае замена ремня проводится уже после вступления в стадию полной неисправности. Если же проводить промежуточные осмотры и просто обращать внимание на работу этого компонента, прислушиваясь к наличию посторонних звуков и присматриваясь к его деятельности, то можно успеть провести замену до такого положения вещей, а иногда ещё какое-то время обойтись без замены. Иногда достаточно просто снять ремень, произвести его очистку и правильно провести натяжку.

Что касается натяжки, то для проверки замеряют прогиб при приложении усилия 110 Нм, он должен уложиться в промежуток 9-15 мм. Если есть отклонения, то ремень меняют вместе с натяжителем.

Из профилактических мероприятий отметим смазку, для этого нужны:

  • качественное моторное масло;
  • производительный и работоспособный масляный насос;
  • отсутствие протечек по линии доставки масла до ремня и натяжителя;
  • своевременная замена масляных фильтров, которые тоже должны быть оригинальными;
  • своевременное обновление масла в системе.

Ремень может прийти в негодность вследствие перегревов, поэтому забота о системе охлаждения тоже должна входить в орбиту ваших действий по обслуживанию ДВС. Она проявляется в выборе качественного хладагента, замене вентилятора и помпы при необходимости или выработке ресурса, замене проблемных участков магистрали или трубопровода целиком.

Заключение

Статья была посвящена ремням, применяемых в силовых агрегатах Caterpillar. После прочтения у вас должна сложиться чёткая картина о высокой роли, которую играют различные ременные механизмы в моторах этого производителя из США. Здесь речь идёт и о ремнях привода генератора переменного тока, и об обеспечивающих работу приводных механизмов вспомогательных устройств, водяной помпы, вентилятора и др. В статье мы разобрали причины, по которым ремням требуется замена, так как ремонтные действия с ними практически всегда невозможны, за исключением случаев, когда можно, например, произвести очистку компонента от загрязнений. Среди этих причин выделены объективные и субъективные, показана роль должного обслуживания, помогающего профилактировать выход ремней из строя. Разобраны и другие меры профилактики, в число которых входит и забота о должном охлаждении, обеспечение нормальной смазкой и т.д.

Когда возникает потребность в новых ремнях, их лучше всего заказать у нас, в этом случае вы получите оригинальные ременные компоненты производства Катерпиллер с гарантией и доставкой по России, Казахстану и Беларуси. Если вы затрудняетесь с выбором, вам бесплатно произведут подбор наши консультанты.