Разбираемся с неисправностями воздушного компрессора на двигателе Caterpillar

Один из самых распространённых вопросов по поводу силовых агрегатов американского производителя Катерпиллер — это как же им удаётся совмещать высокую мощность с весьма умеренным расходом горючего. Для ответа стоит учитывать, что сам набор мощности производится при помощи массы различных конструкторских решений. Здесь и отлично проработанная топливная система по типу Коммон Рейл, с применением топливного насоса высокого давления, и включение турбонаддува, причём зачастую турбокомпрессорная установка имеет изменяемую геометрию. Ну и, конечно, не обходится и без новейших разработок классического воздушного компрессора, о неисправностях которого мы поговорим в этой статье.

Прежде чем начать этот разговор, отметим, что двумя обозначенными круг преимуществ Cat не ограничивается, мотор имеет повышенную выносливость и способен работать даже в экстремальных условиях Крайнего Севера и Юга, в горных районах и местах с повышенной влажностью. Пользователи ставят ему в плюс хорошую ремонтопригодность и низкие шумовые показатели, а также пониженную токсичность выхлопных газов.

Что даёт воздушный компрессор?

Как уже было сказано, воздушный компрессор применяют для увеличения мощности силового агрегата. Механизм действий таков: воздушная масса сжимается и трансформируется в энергетический сгусток, что позволяет использовать его для более эффективной деятельности мотора. Довольно часто его сравнивают с турбонаддувом, который тоже потребляет воздушную массу для выработки энергии, но отличие состоит в том, что для своей рабочей деятельности воздушный компрессор сам нуждается в энергии, которая поступает либо через привод и ременную передачу, либо запитка идёт на генератор. Но потребление энергии минимально, а выходная мощность на порядок больше. Поэтому его установка оправдана.

Стоит отметить, что не во всех моделях Катерпиллера применяется обе установки для получения дополнительной энергии, но даже там, где они есть, имеется возможность своеобразной страховки на случай поломки одного из устройств.

Количество цилиндров в воздушных компрессорах Caterpillar — один или два, но в обоих случаях они демонстрируют высокую эффективность в работе и используются даже сторонними автопроизводителями.

Причины поломок

Поломки воздушного компрессора, если он изготовлен самой компанией Катерпиллер, не так частотны, как, например, прокладок или вкладышей, но они нередко становятся естественным следствием старения узла. Другой распространённой причиной является пренебрежение водителей к обслуживанию компонента. Оставляя его без внимания как довольно крепкое и выносливое устройство, через несколько лет эксплуатанты получают полностью неработоспособное. Поэтому важно наблюдать за работой компрессора и не забывать о необходимых ему осмотрах.

Работа воздушного компрессора проходит в условиях высочайших температур, поэтому здесь особое значение имеет отлаженная деятельность системы охлаждения. Если в ней имеется сбой, либо отмечаются утечки антифриза, то вполне возможен перегрев устройства, а это, в свою очередь, приводит к его поломкам. Важна и регуляция давления, есть риск истирания ременного устройства, если такой тип привода используется для компрессора, либо проводных обрывов в остальных случаях.

Металлические составляющие компрессионного устройства нуждаются в смазке, что обостряет вопрос контроля её качества. Напомним, что часто эксплуатанты грешат закупкой низкосортного масломоторного состава, это негативно сказывается на смазке. Случается, что проблема возникает из-за пропуска момента замены фильтров, ведь даже качественное масло нуждается в фильтрации. Наконец, необходим контроль и самому масляному насосу, важно также не допускать утечек, для чего нужно вовремя менять уплотнители и трубы, по которым идёт доставка масла.

Среди компонентов, входящих в структуру компрессора, упомянем шестерёнки. Ими часто пренебрегают, а между тем их заклинивание способно заблокировать работу устройства. Поэтому не поленитесь, проверьте лишний раз их состояние, чтобы сохранить работоспособность компрессора.

У компрессорных устройств производства Caterpillar довольно крепкий корпус, но это не означает, что он не может получить повреждения во время работ с каменистой почвой или на дорогах с неровным грунтом, не говоря уже о бездорожье. Фактор физических повреждений стоит принимать во внимание при выборе режима работы, не перегружая мотор резкими торможениями и стартами, бессмысленным дрифтом и игрой со стартёром.

Ещё одно условие высокой производительности компрессора — это поступление свежего, очищенного воздуха, оно соблюдается только при качественной фильтрации, а воздушные фильтры забиваются особенно быстро в условиях степного, полупустынного и пустынного климата. Здесь интервал замены нужно учащать, но и на других территориях не стоит забывать про обновление.

В качестве диагностических мероприятий можно порекомендовать не только визуальные осмотры, но и наблюдение за звуковым фоном устройства. Характерный гул, излишний шум и сильные вибрации должны привести к подозрению на появившиеся в воздушном компрессоре неисправности. Наконец, вы увидите результат падения производительности по снижению мощности, тяжести преодоления препятствий, сложностям с холостым ходом и увеличению топливных расходов.

Что делать, если появились неисправности?

Неисправности воздушного компрессора легко поддаются ремонту, если их обнаружили на ранних стадиях, не дав развиться в полноценные поломки. В этом случае замена отдельных составляющих позволит легко исправить ситуацию и пользоваться устройством дальше. Но при этом важно обратить внимание на срок эксплуатации компрессора. Если он превысил двухгодичный период, то не за горами время рекомендуемого обновления, смысл вкладываться в ремонтные процедуры уже небольшой, проще поставить новое устройство.

К сожалению, на поздних стадиях никакого выбора уже нет, обновление компрессора становится необходимостью. Но водители нередко пренебрегают этой необходимостью, откладывая постановку нового компрессора на потом. При этом считается, что без компрессора мотор сможет работать, особенно, если имеется турбодизель. В принципе, это действительно так, но лишней мощности в силовом агрегате не бывает, её недостаток сильно ударит по другим узлам, заставив их трудиться за пределами допустимых возможностей. Поэтому не редкость, что такие «движки» сгорают через полгода-год, в особенности, если учесть интенсивную загрузку ТС. По сравнению с тем же ТКР, стоимость нового воздушного компрессора не так велика, инвестировать в обновление устройства способен каждый здравомыслящий водитель.

Если вы решились на обновление, нелишне будет напомнить, что Катерпиллер не приветствует установку изделий сторонних фирм на свой двигатель. Воздушные компрессоры разрабатывались специально под особенности и структуру вашего мотора, при постановке несовместимых устройств результат не гарантируется.

По сложности технология замены воздушного компрессора имеет среднюю степень, поэтому смотрите сами, если опыта недостаточно, вы всегда можете запросить эту процедуру на СТО. Некоторую сложность будет создавать подкабинное расположение узла, поэтому её нужно будет поднять, в одиночку такое можно провернуть, используя подъёмник, но и в этом случае лучше работать вдвоём.

Чтобы снять воздушный компрессор, обесточьте его отключением аккумулятора, слейте масло, воспользуйтесь ситуацией для замены масляного фильтра. Отсоединить придётся проводку, трубки и клапаны. Обновите прокладки, снимите пружины и приводную шестерёнку. Крепёж осуществляется болтами, поэтому их нужно вывернуть. Так как они наверняка уже имеют признаки старости, поставьте с новым устройством обновлённые болты. Место постановки подвергните тщательной очистке. Чтобы улучшить подачу воздуха, поменяйте воздушный фильтр, затем верните всё снятое на свои места, приступайте к проверке. Обратите внимание на утечки масла и воздуха. Как правило, после постановки хорошего, оригинального воздушного компрессора сразу же виден результат в виде наращиваемой автомобилем мощности.

Рекомендации по обслуживанию

Как уже было сказано, чтобы воздушный компрессор в двигателе Cat после установки проработал дольше, он нуждается в соответствующих профилактических мероприятиях и обслуживании. Это должно выражаться и в визуальных осмотрах, со снятием узла и без него. Снимая воздушный компрессор, можно произвести тщательную очистку, чтобы повысить работоспособность. Её можно провести при помощи воздушного потока под давлением. Кроме того, внимательные наблюдения за устройством помогут выявить момент начала возникновения проблем, их выдаст появление посторонних звуков, усиление шума, сильные вибрации.

Обратите внимание на необходимость замены фильтров, речь идёт о воздушном и масляном. Рекомендуется выдерживать полугодовой интервал, но при сильных загрязнениях и интенсивном использовании техники возможно учащение промежутка обновления. Система смазки нуждается в тщательном контроле, если будет некачественное масло, или появятся утечки, то необходимого количества компрессору просто не хватит для нормальной работы, детали начнёт заклинивать и т.д.

Работайте и с системой охлаждения, потому что одна из частотных причин поломок компрессора связана с перегревами. Проверяйте магистраль доставки ОЖ на предмет утечек, убедитесь в качестве хладагента и регулярно проверяйте работоспособность водяной помпы. Если установлен вентилятор, то держите под контролем и его функциональность. При необходимости замены любых деталей оригинальные запчасти заводского производства Катерпиллер вы можете заказать у нас, есть доставка по регионам и некоторым государствам СНГ.

Заключение

В статье раскрыта роль воздушного компрессора для СА Caterpillar, разобраны причины неисправностей и предложены решения, основным из которых является замена устройства. Как правило, это бывает через 3-5 лет эксплуатации, но возможны отклонения в обе стороны. В этом вопросе лучше заменить превентивно, чем ощутить последствия в виде необходимости ставить новый мотор. Завершили статью рекомендациями, они позволят увеличить срок эксплуатации компрессора.