Причины поломок вентилятора в двигателе Caterpillar, их устранение
Двигатель Катерпиллер — довольно крепкий и надёжный, он устанавливается преимущественно на технику с таким же названием, для краткости именуемую Cat, хотя не редки случаи установки и на модели других производителей. Применение автотехники с этим силовым агрегатом достаточно обширное, оно охватывает практически все направления хозяйственной жизни, в том числе сельское хозяйство, промышленность, строительство и грузоперевозки. Причины — в высокой износостойкости, неприхотливости и способности работать в суровых условиях различного климата, а также ландшафта. При этом «движок» быстро набирает мощность, расходуя при этом минимальное количество горючего. У Катерпиллера — отличная ремонтопригодность, практически все детали можно заменить, пользуясь простыми ремонтными схемами, доступными даже новичку в автоделе. Поэтому сегодня мы разберёмся с поломками вентилятора, обозначим роль этого важного узла, предложим решения и остановимся на профилактических мероприятиях.
Вентилятор и его роль в ДВС
Сразу отметим, что вентиляторами снабжаются не все модели Caterpillar, у мотора довольно эффективная жидкостная система охлаждения, поэтому случаев перегрева не так много, как в других силовых агрегатах. Казалось бы, зачем тогда нужен вентилятор, может быть, это лишняя опция? На самом деле, абсолютно нет, потому что жидкостно можно охладить далеко не все узлы, некоторые из них содержат электронику, а проникновение влаги в эти компоненты может закончиться их выходом из строя и детонацией. Но даже там, где хладагент действует эффективно, интенсификация охлаждения вентиляционным обдувом ещё больше усиливает охлаждающее действие жидкости с антифризом. Кроме того, не стоит забывать об отношении к составляющим мотора ряда водителей, они легко допускают протечки и неработоспособность водяной помпы, поэтому в этом случае вентиляционное устройство способно подстраховать их.
Высокотемпературный накал — естественное состояние в силовом агрегате, поэтому во избежание нежелательных последствий в виде расплава деталей, возгорания и детонации необходимо добиться снижения значений температур. Как уже говорилось, основной метод, применяемый большинством создателей двигателей, включая Катерпиллер, заключается в воздействии на места повышенных температур охлаждающей жидкостью, которая имеет особые свойства, способствующие снижению химвоздействий и риска коррозии. Обработанные хорошим хладагентом детали способны даже работать дольше, чем без такой обработки. Но температуры настолько велики, что компоненты нуждаются в дополнительном вентиляционном обдуве, для этого применяется вентилятор. Разгоняемый крыльчаткой из нескольких соединённых воедино лопастей воздушный поток при создаваемом шкивом наклоне способен доставать до самых дальних уголков мотора. Скоростное переключение обеспечивает специальный механизм — вязкостная муфта, вентилятор содержит также опорную втулку, это позволяет избежать падений и их разрушительных последствий. Приводные механизмы используются как ременные, так и генераторные. Крепление, как правило, болтовое, часто установка ведётся с применением кронштейна, что обеспечивает дополнительную устойчивость конструкции.
Причины поломок
Поломки вентилятора могут быть обусловлены различными воздействиями, например, той же высокой температурой. Если жидкостная система охлаждения даёт сбой, антифриз не доходит до шкива и вискомуфты, устройство может разогреться сверх меры и отключиться. Может сложиться и обратная ситуация, когда вентилятор не выключается, его длительная работа приводит к перегреву и выходу из строя.
Ещё один опасный фактор — повышенное давление, при отсутствии должной регуляции детали могут быть расплющены, чаще всего от этого страдают лопасти. Химия тоже негативно действует на составляющие вентилятора, начинаются заклинивания, разъеденные абразивами втулки и штоки не держат устройство, оно падает или чрезмерно наклоняется, это приводит к поломке. Даже незначительное отклонение вентилятора от траектории уже снижает его эффективность, а это чревато перегревом отдельных моторных узлов. Схожее действие и у такого дефекта, как коррозия: ржавчина разъедает детали, они теряют свою функциональность. Появление обычно обусловлено попаданием влаги, в связи с этим необходимо осторожнее вести работу в дождливую и снежную погоду, а также на заболоченной местности, и избегать попадания в лужи, водоёмы.
Некоторые дефекты, например, заклинивания, начинаются из-за недостатка смазки, что диктует необходимость проверки и последующего контроля соответствующей системы. Может, плохо работает масляный насос, либо есть утечки по контуру.
Конечно, нельзя не сказать и о естественном исчерпании ресурса той или иной части вентилятора, а также и всего устройства. Оно рассчитано на определённый период, обычно не превышающий трёх-пятилетний срок. При соблюдении правил эксплуатации, осторожном обращении и своевременной замене составляющих не редкость случаи, когда вентилятор работает и длительный период, превышающий 10 лет. Но обновление рекомендуется провести раньше.
Диагностика неисправностей обычно проводится визуально, хотя есть дефекты, требующие применения специальной аппаратуры. В связи с дорогостоящим характером таких исследований рекомендуется превентивное обновление по указанным срокам, ведь если вентилятор не нов, вполне вероятны скрытые дефекты. Как вариант, можно менять составляющие поэтапно, тогда в указанные сроки у вас будет в наличии практически обновлённый вентилятор.
Рекомендации по работе с неисправностями
Неисправности вентилятора можно разделить на локальные и глобальные. Если речь идёт о различных повреждениях, то можно ограничиться заменой составляющих. К примеру, у вас поломалась лопасть, в этом случае лучше полностью заменить крыльчатку. При игнорировании проблемы интенсивность обдува значительно снизится, причём не на процент, который занимает лопасть, а немного больше. Это происходит, потому что общая эффективность достигается слаженными действиями лопастей, а при потере одного из звеньев ухудшается аэродинамика.
Если же заменить одну из лопастей, то на неё будет падать усиленная нагрузка, что негативно скажется на общей эффективности, вы в лучшем случае сможете восстановить половину потерянного значения. При этом желательно соотносить период эксплуатации с обозначенными тремя-пятью годами, потому что вложения в узел, который в ближайший год-два придётся менять, трудно назвать рациональными.
Сложнее ситуация полного отказа устройства, когда оно не включается и не может работать. Бывает, что неисправность вентилятора обнаруживают от обратного, когда плохо охлаждается мотор, или даже наблюдается перегрев. Во всех этих ситуациях проще поменять устройство, ведь скорее всего, оно уже не ново, и так или иначе скоро возникнет необходимость обновления.
Отдельно стоит упомянуть случаи, когда не удаётся выключить вентилятор, его продолжительная, безостановочная работа начисто сжигает заложенный ресурс. Причины могут быть различными: от перегорания предохранителей, которые просто надлежит заменить, до отсутствия привода, где придётся менять ремень с натяжителем, а в случае неисправности генератора — этот узел.
Список поломок вентилятора довольно обширен, он, например, включает отказ вискомуфты, что может быть обусловлено недостатком смазки. Вискомуфта может нуждаться в очистке, отошедшие контакты подлежат восстановлению, проводка при обрывах обновляется. В любом случае, на завершающем периоде эксплуатации вентилятор проще заменить новым.
Технология замены
Технология замены вентилятора может отличаться, в зависимости от модели Caterpillar. С процедурой справляется большинство пользователей, но для не обладающих должным опытом проще передоверить её соответствующим специалистам. Перед началом демонтажа старого вентилятора сливают и ОЖ, и масло. Чтобы обесточить устройство, отключают АКБ. Затем убирают то, что может помешать съёму, это, например, трубки, шланги, патрубки. С радиатором поступают по обстановке, в некоторых моделях обязателен съём, в других достаточно свернуть его в сторону. Заключительным этапом демонтажа выкручивают крепёжные болты, сам вентилятор можно вынимать движением на себя.
После снятия устройства обязательно замените прокладки, и можно закручивать болты, которые тоже желательно обновить. Само место установки нужно тщательно зачистить, можно использовать спецсредства. Затем всё снятое возвращается на исходные позиции, подключается АКБ, и заливаются техжидкости. При проверке посмотрите, не люфтует ли устройство, нет ли протечек при подаче хладагента и масла. Если с системой охлаждения всё в порядке, то эффект обдува ощущается сразу.
Рекомендации по эксплуатации, чтобы она была длительной
Чтобы обеспечить новому вентилятору длительную эксплуатацию, нужно сразу же уделить внимание профилактическим мероприятиям. Это означает, во-первых, регулярные осмотры и наблюдение за работой устройства. Но оно не должно работать без необходимости, соблюдайте нормы по технологическим перерывам. Беспощадная эксплуатация быстро «посадит» существенную часть ресурса.
Второе — это своевременная замена комплектующих, которые, кстати, вы можете приобрести у нас, они оригинальные, распространяются нами по дистрибьютерскому договору. Вовремя поменянная крыльчатка или вискомуфта позволит и дальше пользоваться устройством. Но после двух лет эксплуатации лучше заменить вентилятор целиком, так как вкладываться в ремонт уже нерационально.
Следующее — контроль всей системы охлаждения, потому что при перегреве вентилятор не сможет взять на себя всю нагрузку, которая падала на систему. Это и отслеживание состояния водяной помпы, и замена прокладок по контурам охлаждения, и качественная ОЖ.
Наконец, уделите внимание и системе смазки, потому что многие составляющие вентилятора испытывают острую потребность в ней, иначе начинаются заклинивания, детали истираются и т.д. Используйте только оригинальное, высококачественное моторное масло, своевременно меняйте масляные фильтры, следите за состоянием масляного насоса. И, конечно, не допускайте маслоутечек, при их появлении обновляйте части магистрали и прокладки.