Неисправности водяной помпы в двигателях Caterpillar, их причины и устранение

Силовые агрегаты Caterpillar популярны в различных направлениях хозяйственной жизни, их активно закупают и аграрии, и промышленные предприятия, встречаются они в строительстве, коммунальных организациях и у занимающихся перевозками как грузов, так и пассажиров. Причины этой популярности — высокая мощность и отличная выносливость, позволяющая работать в суровых условиях северных и южных широт, горных местностях и территориях с другими экстремальными факторами. При этом двигатель не потребляет много дизельного топлива, прекрасно ремонтируется, чему способствует унификация деталей, а также простая конструкция, позволяющая заниматься этим без особых навыков. О ремонте и замене одного из узлов, который входит во все СА этого производителя, будет наша статья. Речь о водяной помпе, участвующей в процессе охлаждения мотора и предотвращающей его перегревы. Разберёмся и с причинами, и с последствиями поломок, расскажем о профилактике.

Роль водяного насоса в ДВС Катерпиллер

Водяной насос, он же помпа, играет огромную роль в системе охлаждения американского двигателя. Благодаря ему происходит закачка охлаждающего состава в магистраль, по которой хладагент доходит до узлов мотора, способствуя их охлаждению. Не забывайте, что ДВС работает за счёт сжигания воздушно-топливной смеси, этот и другие процессы раскаляют силовой агрегат до тысячеградусных температур, без охлаждения возможны перегрев, расплавы деталей, возгорания и детонация. Последнее особенно актуально в связи с оснащением электроникой, которая, впрочем, охлаждается не жидкостно, а вентиляционным обдувом.

Состав охлаждающей жидкости сегодня контролируется производителем СА, в инструкции вы найдёте рекомендации по выбору и его обоснование. Заменять рекомендуемый антифриз случайно купленным или даже дистиллированной водой категорически запрещается, потому что только качественный хладагент способен обеспечить должное охлаждение и уберечь от пагубных последствий такой заливки. К примеру, в этих случаях не избежать кавитационного эффекта.

Водяная помпа способна создавать давление в системе охлаждения, что ускоряет процесс прохождения ОЖ и оптимизирует её расход. Чтобы завести хладагент в контур, применяют патрубки, раскрутка осуществляется валом и крыльчаткой с несколькими мощными лопастями, по отдельной трубе хладагент выводится, его движение идёт по большому и малому кругу. Водяной насос защищён корпусом, он оснащён подшипниками и прокладками, уплотняющими и герметизирующими пространство. Некоторые версии работают с электромагнитом, это упрощает их работу и повышает функциональность. Шкив часто оснащается зубьями, что улучшает работу с приводом. Используется и ременной механизм, в остальных случаях устройство запитано на генератор.

Таким образом, без водяного насоса система охлаждения не сможет работать полноценно, а мотор не получит необходимого снижения температур. В системе водяная помпа также взаимодействует с термостатом, его работа позволяет ограничивать доступ к радиатору, разграничивая процессы нагрева и охлаждения.

Причины поломок

Поломки водяного насоса возникают как в связи с естественным старением, когда заложенный потенциал подходит к концу, так и в связи с воздействиями, которые досрочно выводят его из строя. Сказывается и, например, плохое качество ОЖ, некоторые водители продолжают использовать воду после дистилляции, хотя это и запрещено инструкцией.  Они объясняют это временным решением, чтобы доехать до места назначения. Но даже кратковременная заливка низкокачественного хладагента способна оказать резко негативное влияние на водяную помпу. Случаются и ошибки монтажа, и некорректная эксплуатация. Например, подшипники должны получать смазку, а эксплуатант не поменял масляный насос, либо есть маслоутечки. Несколько лет без очистки узла тоже способны привести к выходу из строя.

Если возвращаться к воздействиям, то здесь не обходится без давления, при плохой регуляции некоторые детали могут пострадать. Не обходит стороной водонасос и коррозия, ведь доля металла в его составе высока, а без него детали не смогли бы выдержать высокие температуры и удары. Кстати, удары тоже могут повредить узел, так как крепкость металлов хоть и высока, но не безгранична. Ещё одна опасность связана с химреакциями, которые возникают при смешении протекающего топлива, масла, грязи и других веществ.

Если помпа оказывается повреждённой, то ОЖ вытекает, что тоже пагубно сказывается на состоянии узла. К утечкам может привести и непоменянная вовремя прокладка. Как уже было сказано, не все водители аккуратно обращаются с насосом и следят за его состоянием.

Выявление поломок водяного насоса может основываться на визуальных осмотрах, но не всегда они имеют должный эффект, потому что некоторые дефекты не находятся в зоне видимости. В этих случаях могла бы помочь компьютерная диагностика, но для большинства водителей это слишком дорогостоящая процедура. Поэтому в случае отсутствия видимых повреждений водяную помпу меняют профилактически, исходя из сроков эксплуатации. В большинстве случаев это три-пять лет, но при интенсивном использовании рекомендуется более раннее обновление. Кроме того, заменяя ежегодно проблемные узлы, можно немного превысить этот период.

Действия при обнаружении неполадок

Нельзя дать однозначные рекомендации на случай обнаружения неполадок водонасоса в СА Caterpillar, потому что ситуации бывают абсолютно разные. В большинстве поломок не сохраняются шансы на дальнейшее использование помпы, но даже там, где они есть, часто рекомендуется обновление. Ремонтные процедуры с насосом довольно сложны и обходятся не дёшево, это связано со сложностью найти адекватные материалы. Поэтому обычно смотрят на эксплуатационный период, если он приближается к трём годам, то обновление узла становится лучшим вариантом. Вложения в ремонт оправданы лишь в первый год эксплуатации, и то, если поломка не глобальна.

Когда ломается одна из лопастей, рекомендуется заменить крыльчатку. Если поступить иначе, то излишняя нагрузка быстро выведет поменянный компонент из строя, так как именно на него будет падать максимальный удар.

Можно заменять шестерёнки, шток и другие части, но лучше всего провести полное обновление устройства, с ним интенсификация охлаждения выйдет на новый, равный исходному, уровень.

Замена водяной помпы не является сложной процедурой, хотя для неё и понадобятся минимальные навыки обращения с техникой, поэтому при их отсутствии лучше обратиться к профессионалам. Демонтаж проводят с отключенным аккумулятором и слитыми ОЖ, маслом. Остатки ОЖ сливают в подготовленную ёмкость, можно подставить снятый поддон. Радиатор и ремень привода, натяжное устройство нужно снять, так как они будут мешать процессу. Возможно, придётся снять и генератор, это бывает, когда питание идёт от него. После этого снимаются крепёж водонасоса и само насосное устройство.

Чтобы новое устройство корректно взаимодействовало с другими участниками процесса охлаждения, позиция постановки должно предварительно зачищаться, обязательна и замена уплотнительных элементов. Закрутив крепёжные с рекомендованным эксплуатационной инструкцией усилием болты, возвращаете на места снятые узлы. Залив техжидкости и подключив аккумулятор, можно приступать к тестированию. Проверьте, нет ли утечек у помпы, пройдитесь также по всему контуру, понаблюдайте за поступлением ОЖ и смазки. Если в модели имеется вентилятор, включите его и посмотрите, насколько лучше стала работать система.

Рекомендации по дальнейшей эксплуатации

В современных системах охлаждения, применяемых Caterpillar, автоматика сама запускает нужный режим, достаточно только вовремя заливать антифриз и следить за обновлением составляющих. Но это не значит, что работу системы нужно пускать на самотёк. Регулярность проверок её деятельности — обязательное условие эксплуатации. Это означает, что, во-первых, следует использовать только качественную ОЖ, Cat самостоятельно занимается их выпуском для собственных моторов. Кроме того, замены помпы недостаточно для организации полноценной работы системы охлаждения, нужно ещё регулярно обновлять элементы самой магистрали, по которой подаётся хладагент, а также, во избежание утечек, менять предохраняющие от них уплотнители и прокладки.

Для многих металлических составляющих водяного насоса важно поступление качественного масломоторного состава для смазки, поэтому придётся проконтролировать и работу масляного насоса, а также линию подачи ГСМ. Здесь тоже установлены уплотнительные элементы, их надлежит вовремя заменять. Даже качественное масло нуждается в фильтрации, поэтому не забывайте о регулярности его замены. Причём обращаем внимание, что инструкция даёт лишь минимальные, приблизительные интервалы, а при интенсивной загрузке техники они нуждаются в сокращении, то есть, будет неплохо, если вы поменяете фильтр и масло в системе через полгода эксплуатации.

Стоит также обратить внимание и на топливную систему, хотя она напрямую и не связана с помпой, но узлы работают с лишним напряжением, если заливается некачественное горючее.

Заключение

Таким образом, наша статья раскрыла роль водяной помпы в двигателях Caterpillar и рассказала о неисправностях в ней. Начав с причин поломок, мы плавно перешли к их диагностике и предложили несколько решений, среди которых наиболее значимым является обновление насоса. Мы ознакомили с этапами проведения этого мероприятия, затем перешли к профилактическим мероприятиям. Всё это позволит довольно долго использовать новый узел, если он приобретается в сети официальных дилеров, к которой относится и наша компания. Предлагая комплектующие Катерипллер с гарантией и доставкой, мы удерживаем на них минимальные цены, так как торгуем без посреднических наценок. При этом организована доставка в любой российский регион и некоторые государства СНГ, работаем по договору только с надёжными грузоперевозчиками.

По статистике моторные перегревы — одна из частотных причин выхода из строя ДВС Cat, поэтому поломками водяной помпы, как основного участника системы охлаждения, пренебрегать не стоит.