Значение, неисправности и их устранение в масляном насосе двигателя Perkins

Американская автотехника всё ещё имеет значительную долю на российском и постсоветском авторынке, в особенности это касается сегмента грузовиков и среднетоннажников. Во многом это объясняется применением высокоэффективных, мощных и неприхотливых в обслуживании силовых агрегатов, включая, например, производимый британской компанией Perkins. Эта дочерняя фирма Катерпиллера прославилась в своё время постановкой своих экономичных «движков» на такие марки авто, как Форд и Додж, сегодня их можно встретить и на том же Cat, модельный ряд которых постоянно расширяется как за счёт сельскохозяйственных образцов, так и за счёт строительно-коммунальных. Эти моторы действительно мощны, потребляют минимальное количество топлива и довольно просто ремонтируются. Сегодня мы расскажем о неисправностях масляного насоса, возникающих по причинам, которые тоже разберём, а также подскажем, как их устранять в этом важном компоненте английского мотора. Предложим и меры профилактики, чтобы он работал дольше.

Значение компонента в ДВС

Масляный насос является часть системы обеспечения составляющих мотора смазкой, «загоняя» в контур масломоторный состав, создавая необходимое для прохождения по магистрали давление, он создаёт базовую предпосылку для смазывания деталей моторным маслом. Эта смазка необходима для создания у компонентов двигателя тонкого защитного слоя. Этот слой препятствует различным отрицательным воздействиям. Например, не секрет, что в силовом агрегате крайне высокие температуры, охлаждённое масло способствует их понижению. Оно смягчает и воздушный пресс давления, и химические реакции, и последствия довольно сильных ударов. А ещё благодаря смазке маслом детали лучше взаимодействуют друг с другом, отчего уменьшается их истирание.

Смазка возможна только тогда, когда имеется работоспособный масляный насос. Некоторые запчасти находятся на значительно отдалённом от маслобака расстоянии, магистраль проходит на некоторых участках и под углом, масло просто не может дойти до адресата, если не создать давление в насосе. Именно поэтому важно вовремя выявлять неисправности, заниматься ремонтом и заменять масляный насос, когда это необходимо.

Причины неисправностей

Прежде всего, стоит отметить, что оригинальный масляный насос хорошего производителя, не только Перкинс, будет иметь мощный ресурс, позволяющий ему эксплуатироваться довольно длительный период. Это обусловлено тем, что производитель не экономит на составляющих и тщательно подбирает высококачественные материалы. Но на рынке достаточно много дешёвых насосов, иногда их можно встретить даже под знаменитыми брендами, потому что это фальсификат, их переделывают из вышедших из употребления, либо ставят самые низкокачественные материалы. Такой насос не может быть производительным и выходит из строя в считаные месяц-два, потому что он не выдерживает тех нагрузок и условий, которые складываются в ДВС.

Что касается оригинального масляного насоса, производимого для Perkins, то он тоже выходит из строя, но совсем по иным причинам. Прежде всего, это исчерпание ресурса, но при соблюдении правил эксплуатации и нагрузках, не превышающих допустимые, этот период не менее гарантированного, а обычно и превышающий его. Более того, есть владельцы, аккуратно использующие оригинальный масляный насос этой фирмы более десяти лет, хотя рекомендуется его обновить не позднее пятилетнего периода. Если же техника используется интенсивно, что более характерно для России и СНГ, то замена потребуется раньше, но вы можете вовремя выявить «западающие» запчасти и обновить их, продолжая эксплуатацию насоса.

Поломка насоса может быть обусловлена теми условиями, которые складываются в силовом агрегате. Речь идёт о повышенных температурах, химических реакциях, внешних физических воздействиях. В сельском хозяйстве работа может вестись на каменистой почве, на трассе в мотор может залететь гравий, всё это может попасть и на масляный насос. Не забывайте и о давлении, оно тоже может расплющить составляющие устройства.

Ещё значительное влияние оказывает выбор режима работы, авралы и отсутствие положенных технологических перерывов заставляют масляный насос трудиться сверх нормы, что преждевременно выводит его из строя. Ну и, конечно, стоит сказать о качестве моторного масла, с низкосортным маслонасосному устройству работать тяжелее, это негативно сказывается на его состоянии, могут появиться и протечки. Когда техника работает с излишним напряжением из-за резких стартов, торможений, из мотора бессмысленно выжимают обороты, она глушится для кратковременных стоянок, это приводит к лишнему напряжению многих узлов, включая масляный насос.

Этот компонент, как и другие, нуждается в регулярных осмотрах, обращайте внимание не только на его внешнее состояние, которое, впрочем, тоже важно. Но и посторонние шумы, неравномерная деятельность и прочие отклонения от нормы должны приводить к реализации рекомендуемых производителем мероприятий.

Что делать при обнаружении неисправностей?

При обнаружении неисправностей в масляном насосе, установленном на двигатель Перкинс, нельзя медлить, потому что в этом случае под угрозой быстрого выхода из строя будут находиться другие узлы, не получившие смазку в нужном количестве. Как правило, выявляя поломки на ранней стадии, можно обойтись без замены насоса, обновив его проблемные составляющие. Это могут быть, например, шестерёнки, их надлом затрудняет движение остальных участвующих в процессе компонентов. У валиков могут износиться шейки, их своевременная замена тоже будет спасением для насосного устройства. Но иногда бывает так, что насос находится в эксплуатации уже не один год, тогда проще поставить новый, потому что вкладывать средства в устройство, которое уже через год или два нужно будет поменять, нерационально.

В остальных случаях всё ещё хуже — по причине невнимательности или сознательного пренебрежения диагностикой дефекты насоса оказываются уже настолько запущенными, что рекомендуется поставить новый узел. Выбирая его, отдавайте предпочтение самому Perkins и изделиям от его партнёров. Только в этом случае вы получите 100-процентную совместимость и должное качество. При этом выбирайте и место покупки — лишь официальные дилеры способны гарантировать подлинность поставки, иначе ваш Перкинс окажется совсем не тем, что обещал продавец.

Технология замены

Технология замены масляного насоса в двигателях «британца» несложна и доступна любому, кто мало-мальски разбирается в технике. Перед процедурой сливают масло и снимают маслоотстойник. Далее следует демонтаж клапана редукции и линии, по которой идёт соединение.

Само маслонасосное устройство закрепляется на крышечной части коленвального подшипника с номером один. Иногда распределительная коробка ставится на «движок», тогда для откручивания и последующего закручивания болтов потребуется ключ специального назначения. Саму коробку тогда снимать не придётся. Если же такого ключа по каким-то причинам найти не удалось, то коробочный демонтаж становится дополнительной операцией, которую желательно избежать. Впрочем, случается, что она тоже подлежит замене.

Перед выкручиванием болтов убираете кольцо упора, оно держит шестерёнку промежуточного характера на насосном устройстве, затем саму шестерню вместе с шайбой. После выкручивания крепёжных болтов масляный насос вынимается без особых усилий.

Перед установкой нового насоса его внутренние части промасливают, сам насос ставят на крышечную часть коленвального подшипника, болты закручивают с усилием по инструкции. Усилия могут быть разными, в зависимости от модели, но чаще всего распространён вариант 22 Нм. Затем возвращают на место кольцо, шайбу и шестерёнку. Между шестерёнками должен быть зазор, не превышающий три четверти миллиметра. Возвращают на место и снятый маслоотстойник. Если снималась крышка первого подшипника, то её следует закрутить вывернутыми болтами, а при их неудовлетворительном состоянии или старости можно поставить новые. Поставьте снятые линию соединения и клапан редукции.

Залейте масло в систему, поменяйте масляный фильтр, эти процедуры лучше проводить совместно во избежание загрязнения состава. Проведите тестовый запуск с включённым двигателем, внимательно осмотрите и работающий насос, и весь контур на предмет утечек.  

Рекомендации

Из всего сказанного можно сделать несколько выводов, которые помогут использовать поставленный масляный насос в силовых агрегатах Перкинс дольше.

Прежде всего, масляный насос нуждается в регулярных осмотрах, желательно при этом проверять и всю систему маслообеспечения, потому что он является её частью и работает в тесном контакте с остальными составляющими. Лучше всего обращать внимание и на другие компоненты, отмечая для себя особенности их взаимодействия. Это поможет вовремя диагностировать незначительные поломки, которые легко устранимы, и позволит насосу работать дальше.

Второе — это качество масломоторного состава, данный вопрос решается просто: закупка у официального дилера, сейчас это легко сделать онлайн. Но качественное масло не означает, что оно может поступать на смазку без фильтрации. Поставленные масляные фильтры нужно вовремя менять. Причём такой момент: интервал замены может отличаться от заложенного инструкцией, потому что эксплуатация имеет большую интенсивность. Для определения нужного момента обновления фильтрующего масло компонента нужно отслеживать его состояние, можно ориентироваться и на маслорасход.

Третье — это утечки, ведь смысл работы насоса теряется при их наличии в различных местах, устройство получает усиленную нагрузку и выходит из строя быстрее, чем должно.

Наконец, не допускайте перегрева насоса, он может быть как и из-за нарушения режима, отсутствия необходимых технологических перерывов, так и из-за сбоев в системе охлаждения, включая, например, протечки по магистрали. К слову сказать, контроль качества хладагента тоже важен, потому что некачественный антифриз не сможет охладить ни масляный насос, ни другие составляющие мотора.

В статье мы постарались рассмотреть неисправности масляного насоса в двигателях Perkins, привели описание технологии замены и рассказали о профилактических мероприятиях.