Неисправности термостата в двигателях Caterpillar, их причины и решения

Активное распространение двигателей американского производителя Caterpillar в России и странах СНГ было обусловлено их высокими эксплуатационными характеристиками, мощным ресурсом и некоторыми другими преимуществами. Мало какому двигателю удаётся совместить высокую мощность с низким потреблением дизельного топлива, а Катерпиллер знаменит в том числе и этим. Ещё одно достоинство — это простота ремонта, в свою очередь, объяснимая простыми схемами и универсальными деталями, в связи с этим проблема поломок в данном силовом агрегате решается даже водителями, не слишком разбирающимися в премудростях автотехники. Кстати, сфера применения автотехники Cat, как для краткости именуют её в соответствующих кругах, довольно обширна, она охватывает различные направления промышленности, сельского хозяйства и ЖКХ, используют её в строительстве и на грузовых, а также пассажирских, перевозках. В статье мы рассмотрим неисправности термостата, разберёмся с причинами и предложим решения, уделим внимание и профилактике.

Роль термостата в моторе

Термостат играет в ДВС огромную роль, это связано с различными температурными условиями, которые складываются в этом сложном устройстве. С одной стороны, всем известно, что температура раскаляется выше тысячеградусной отметки, что создаёт определённые риски. С другой стороны, в некоторых узлах нельзя держать температуру ниже определённого уровня, особенно актуально это в зимний период и условиях, когда значения уходят за минус. Всё это требует постоянного наблюдения за температурными показателями и их регуляции. Если термостат по каким-либо причинам отсутствует или не работает, а также функционирует некорректно, то в некоторых местах силового агрегата будут наблюдаться сбои, он не сможет выполнять поставленные перед ним задачи. Сегодня таких двигателей уже нет в производстве, хотя на заре двигателестроения они и существовали, но их эффективность была значительно ниже современных.

С другой стороны, разработки последних десятилетий позволили значительно упростить структуру термостатов, с ними стало намного проще работать водителю и механикам. Особый упор ряд производителей, включая и Caterpillar, делает на экологичность, поэтому производимые ими термостаты абсолютно безопасны.

Несмотря на то, что некоторые термостатные устройства применяются в различных узлах, мы поведём речь только об одном из них, установленном в системе охлаждения, потому что чаще всего под названием «термостат» имеют в виду именно его. Функционал позволяет этому термостату заблокировать доступ антифриза к радиаторному устройству при определённых температурных условиях, чтобы оба процесса, охлаждение и нагрев, не мешали друг другу. Когда это необходимо, охлаждающая жидкость сможет продолжить движение по малому кругу, а при достижении следующей контрольной точки осуществляется отправка хладагента на большое круговое движение.

Для выполнение этих функций в термостат могут быть включены:

  • клапаны;
  • пружины;
  • цилиндр;
  • шток;
  • корпус.

Причины поломок

Поломки термостата, производимого Катерпиллером, чаще всего связаны с естественным старением, он просто-напросто вырабатывает свой ресурс. Но случаются и иные ситуации, когда приходится менять прибор досрочно. Это может быть связано, например, с попаданием в ДТП, в таком случае термостат просто разбивается, ведь даже самый крепкий механизм не выдержит такого физического воздействия.

Кроме того, случаются выходы из строя и из-за воздействий другого характера. Например, если система охлаждения работает не в должной мере, то неудивительно, что термостатное устройство пострадает от сверхвысоких температур. Его может расплющить воздушным прессом, если плохо отрегулировано давление. Протекающая химия тоже окажет негативное воздействие, а ею могут стать и загрязнения, смешанные с топливом и маслом, если имеются соответствующие утечки. Всё это, как и многое другое, говорит о необходимости отслеживать и состояние термостата, и следить за другими узлами, деталями мотора.

Есть и прямые ошибки пользователей, ставшие причинами выхода из строя термостатного устройства. Например, это может быть неверный монтаж, сказываются и пренебрежение состоянием, отсутствие должного ухода, загрязнения и т.п. Некоторые водители вообще не следят за этим прибором, для них он не представляет интереса, пока машина движется, а то, что некорректная деятельность термостата может привести к цепочке событий, следствием которых станет остановка, не укладывается в их представления.

Многое зависит от качества хладагента, поэтому производитель предлагает собственные марки ОЖ, не забывайте также про выбор зимних сортов в холодное время года. Соответственно, даже качественный антифриз должен качаться работоспособной водяной помпой, а по обоим контурам не должно быть утечек, для чего требуется своевременное обновление прокладок.

Диагностика и дальнейшие действия

Диагностика термостата в СА Катерпиллер и проста, и сложна одновременно. Довольно просто, и это не потребует лишних усилий, проводить регулярные осмотры, которые помогут выявить большую часть появившихся дефектов. Собственно, повреждённый корпус уже будет указывать на необходимость обновления либо этой части, либо прибора целиком. Точно так же следует относиться и к визуально определяемым дефектам любой из частей. Истёршиеся составляющие следует заменять, используя только оригинальные запчасти производства Cat.

Но есть и дефекты, которые сложно выявить без специального оборудования. Термостат является электронным прибором, а корректность измерений с точностью до градуса нельзя определить визуально или на ощупь. Соответственно, без точных измерений температуры устройство потеряет возможность действовать согласно необходимому алгоритму. Эти ошибки приведут к проблемам во всей системе охлаждения, что в конечном итоге чревато перегревом или даже детонацией.

В связи с этим производитель рекомендует просто ориентироваться на определяемые им сроки, заменяя старый термостат на новый. А чтобы проблема не застала врасплох, нужно приобрести узел заранее.

Однако, многие водители ориентируются на состояние мотора, чувствуют перегрев или недостаточный прогрев двигателя и решают поменять термостат. Нельзя сказать, что это неверное решение, потому что в этой ситуации устройство будет поменяно до наступления тяжёлых последствий. Но производитель всё же рекомендует обновлять термостат профилактически, в этом случае не пострадают другие узлы ДВС.

Вообще же во многих версиях силовых агрегатов о поломке термостатного устройства сообщит электромодуль, но, как уже говорилось, это уже последняя стадия, обновление следовало провести, не дожидаясь такой ситуации.

Иногда возникает вопрос, а можно ли отремонтировать термостат. Но такой вариант возможен только как временная мера и касается только случаев небольших повреждений корпуса и некоторых других частей. Даже если нужно заменить, например, шток, нет никакой гарантии, что прибор сохранил точность измерений и сможет действовать так, как положено. Электронные приборы лучше заменять на новые даже при небольших повреждениях, потому что вы не сможете произвести их ремонт без специальных навыков и оборудования.

Замена термостата

Если вам необходимо заменить термостат, вы можете приобрести его у нас, как дистрибьютер Caterpillar, мы занимаемся распространением только подлинных компонентов с гарантией производителя. Демонтаж старого и монтаж нового прибора не являются сложными процедурами, но при необходимости вы можете обращаться к специалистам из сервисных служб.

Перед процедурой демонтажа сливают ОЖ и отключают АКБ, понадобится снятие следующих узлов и деталей:

  • радиатор;
  • генератор;
  • трубы и патрубки;
  • ремни;
  • шланги.

Список не полный, демонтировать лучше всё, что мешает, мы перечислили основное, характерное для большинства моделей. Обязательно не только снять прокладки, но и поменять их. Вообще процедура обновления всегда используется для чистки узлов и своеобразной дефектовки, определения исправности, после которой можно принять решение о дальнейшей их эксплуатации или замене. Сам термостат крепится болтами, их откручивают, желательно их тоже обновить. Количество болтов разное в различных версиях, например, на Cat C15 их семь. Посадочное место зачищается, после чего можно поставить новый термостат, прикрутить его болтами и вернуть на место снятые детали. При проверке можно запустить двигатель и посмотреть, как он прогревается, есть ли изменения в температурном фоне. Как правило, изменения в лучшую сторону заметны сразу.

Профилактические мероприятия

Термостат системы охлаждения действительно имеет ограниченный срок эксплуатации, но он довольно продолжителен, если изготовлен из качественных материалов. Именно такой термостат производит компания Caterpillar, о его качестве можно судить и по факту установки на стороннюю автотехнику. Другое условие долгой жизни эксплуатации — это соблюдение требований производителя и профилактические мероприятия, о которых мы расскажем.

Первое из них — это регулярные осмотры, нельзя не интересоваться тем, как работает это устройство, в целом ли состоянии оно и его корпус. При наличии повреждений рекомендуется профилактическая замена, потому что даже если его работоспособность сохранена, очень скоро может начаться некорректное функционирование. Следующее — это контроль качества ОЖ, с низкокачественным составом термостат не сможет долго работать, потому что будет забиваться грязью и посторонними веществами. При этом важно, чтобы нормально действовал весь цикл, а это значит — регулярная замена прокладок и отсутствие повреждений в шлангах, трубках и всей магистрали.

Другая профилактическая мера касается предотвращения маслоутечек, потому что тот же шток должен получать смазку, а это возможно только в случае, когда масло доходит до него. При этом важно, чтобы само масло тоже имело надлежащее качество. Линия, по которой масло идёт на смазку деталей термостата, не должна иметь повреждений, контролируйте это и вовремя меняйте прокладки.

Статья была посвящена неисправностям термостата в СА Caterpillar, но вопросы профилактики коснулись и других систем.