Работа с неисправностями масляного поддона в двигателях Caterpillar

Американские моторы Катерпиллер чаще всего стоят на одноимённой автотехнике, применяемой в самом широком спектре направлений хозяйственной жизни. Это и грузоперевозки различных масштабов, и сельское хозяйство, и строительство с ЖКХ. Их задействуют под заготовку древесины, расчистку различных площадей, включая лесные массивы. Активно работают модели этой фирмы и на различных промышленных объектах. Нередко эти силовые агрегаты заказывают и производители другой техники, они ставятся вместо вышедших из строя. Автовладельцам импонируют хороший мощностный потенциал двигателей, их экономичность в расходе горючего и удобство ремонта, обслуживания. При этом они отлично справляются с задачами в суровом климате и плохих погодных условиях. Но без неисправностей не обходится, их нужно вовремя выявлять и работать с ними. Наша статья будет посвящена ремонту и замене такого важного узла, как масляный поддон. Расскажем, как работать с неисправностями и профилактировать их.

Почему для двигателя важен масляный поддон?

Прежде всего, разберёмся с назначением этого компонента и определим его роль в двигателе. Масляный поддон, называемый также картерным по месту расположения, является по своей сути хранилищем запаса масла, но не нужно его путать с маслобаком. В процессе подготовки состава к смазке масло доводят до нужной температуры, только потом оно заливается в контур при помощи масляного насоса. При этом лишнее масло стекает в поддон, поэтому у него нижние позиции, ведь без дополнительных усилий неизбежно движение состава вниз.

Сама система смазки необходима, чтобы металлические детали могли взаимодействовать друг с другом, не истираясь при взаимном контакте. Этот контакт становится неизбежным ещё и из-за ограниченной площади, на которой размещаются моторные компоненты, ведь одно из преимуществ — их компактное расположение. Кроме минимизации риска истирания, моторное масло обеспечивает деталям тонкий слой с защитными свойствами. Этот слой способен и смягчить действие ударов, и оказать сопротивлении абразивной химии, и защитить от давящего воздушного пресса. Кроме того, смазанные охлаждённым маслом детали менее подвержены действиям высоких температур.

Именно поэтому масло должно сберегаться в поддоне, а сам поддон осматриваться на предмет повреждений, чтобы его можно было заменить в подходящий момент. Без поддона деталям не откуда будет взять масло для смазки, они пострадают и быстрее выйдут из строя. В связи с этим работа с неисправностями поддона приобретает особое значение для повышения эффективности деятельности мотора.

Компания Катерпиллер изготавливает свои поддоны из крепчайших материалов, которые позволяют использовать этот компонент в течение длительного периода. При этом моторопроизводитель не рекомендует установку сторонних поддонов или предметов, напоминающих его, в противном случае возможно лишение права на гарантийное обслуживание. Приобрести оригинальные поддоны вы можете у официальных дистрибьютеров, в эту сеть включена и наша компания.

Причины и диагностика поломок

Поломки поддона в силовых агрегатах Кат происходят значительно реже, чем у многих других из представленных на рынке. Причина — в крепкости изделия, об этом свидетельствуют данные независимых экспертиз в рамках сертификационных мероприятий. Но всё же изготовить вечный поддон ещё никому не удавалось, рано или поздно он становится непригодным для эксплуатации. Как правило, это связано с повреждениями, вследствие чего масло начинает утекать. Даже если потери имеют небольшие объёмы, детали мотора уже не получат смазку в должном количестве, это приведёт к досрочному выходу из строя ряда компонентов. Стоит учитывать, что в некоторых случаях такая недопоставка масломоторного состава становится последней каплей, поэтому важно её предотвратить. Именно поэтому специалисты рекомендуют превентивную замену узла.

Повреждения поддон получает из-за различных ударов, у него довольно уязвимое положение в нижней части мотора, обусловленное необходимостью сбора стекающего масла. При столкновениях, пересечении неровной местности, на каменистой почве и в других местах риск повреждений возрастает. Не выдержит он и сильнейших температур, если недостаточно работоспособна система жидкостного охлаждения, даже с дополнением вентиляционным обдувом. Конечно, расплав произойдёт не сразу, но со временем металл накопит усталость, а при отсутствии должного внимания к системе охлаждения, протечках хладагента, который должен ещё иметь надлежащее качество, такое случится быстрее. Именно поэтому недостаточно следить только за поддоном, в контроле нуждаются многие узлы и системы.

Ещё один опасный фактор для поддона связан с давлением. Чаще всего от него, при отсутствии должной регуляции, случаются деформации, но именно тогда узел становится более уязвимым для повреждений. Опасна также поступающая извне и в виде топливно-масляных, тосольных потоков химия, она смешивается с грязью и даёт необратимые химические реакции, негативно влияющие на составляющие поддона.

Наверное, многие замечали на старых поддонах ржавчину. К сожалению, для существенной доли водителей она — естественный спутник металла. Но это совсем не так, она является признаком коррозии, а наиболее вероятный путь появления — проникновение влаги. Конечно, поддоны Caterpillar покрываются спецсоставом с антикоррозийными свойствами, но, во-первых, рано или поздно покрытие истирается, во-вторых, ржавчина может прийти и из других мест мотора, она вообще очень быстро распространяется. Опасность заключается в потере стойкости металла, в таких местах быстро появляются трещины, начинаются протечки. Защиту на себя берут прокладки, но их тоже нужно вовремя менять.

Что касается диагностики, то это, конечно, наблюдения и внимательный осмотр, иногда даже с опорожнением поддона. Но не всегда можно разглядеть мелкие повреждения, и даже утечки можно обнаружить не сразу. Кстати, под машиной может быть масляная лужа — это, скорее всего, течёт поддон, проверьте его в таком случае и замените при необходимости. Чтобы успеть обновить узел, проще всего ориентироваться на сроки, указанные производителем. Как правило, обновление поддона рекомендуется уже через трёх-пятилетний срок, но при наличии повреждений это придётся сделать раньше.

Поставить новый поддон, возможны ли иные варианты?

Конечно, эксплуатантам хочется отсрочить время покупки и установки нового картерного поддона, но такая экономия может обойтись дороже, ведь постоянно латать старый — не вариант, это тоже требует временных и денежных затрат. А масло будет часто утекать, что приведёт к нехватке смазки, чаще придётся менять узлы… Может случиться и так, что всё закончится постановкой нового мотора. Поэтому на поддоне экономия не рекомендуется. Вся проблема попыток самостоятельных ремонтов заключается в отсутствии должных материалов. Любые заплатки не способны кардинально решить проблему протечек в поддоне, потому что для качественного ремонта нужны особые материалы, разрабатываемые создателем мотора.

Сама технология замены поддона в силовых агрегатах Катерпиллер считается одной из самых простых, но, если у вас совсем нет навыков работы с этой автотехникой, или нет желания возиться с ней, передоверьте дело специалистам-сервисникам.

Итак, сливаете масло из системы, процесс его замены лучше совместить с обновлением фильтра, отключаете аккумулятор и убираете те узлы, которые затрудняют доступ к поддону. Это, например, ремень привода дополнительных устройств с натяжителем и ротор датчика частот коленчатого вала. В некоторых моделях установлен вентилятор, его тоже лучше удалить с позиции и заодно почистить, а при необходимости заменить новым. Также возможно, что потребуется снять коленвальный сальник с передним расположением и датчики положения обоих валов. Обязательно уберите и щуп, лучше с его направляющей.

Как уже говорилось, поддон имеет защитные прокладки, поставьте вместо них новые, а если они прилипли к месту посадки, то зачистите его вместе с останками, можно использовать специальные средства. Часто вместе с поддоном нужно поменять и крышку, закрывающую шестерни распределения.

Профилактика неисправностей

Масляному поддону, как и другим составляющих СА Катерпиллер, нужна профилактика, чтобы неисправности появлялись как можно реже. Они заключаются не только в осмотре узла, он должен осуществляться на регулярной основе. Масло, которое заливается в систему, должно своевременно заменяться и иметь высокое качество. Но даже качественное масло нужно тщательно фильтровать, для чего в моторе устанавливаются соответствующие фильтры, они тоже должны меняться по мере загрязнения.

Что касается интервалов, то обычно рекомендуется полугодовой период, хотя инструкция устанавливает и более продолжительный срок. Связано это со степенью эксплуатации техники, которая часто превышает средний уровень.

Так как поддон может перегреваться, держите на особом контроле систему охлаждения, проверяйте линию, по которой идёт подача антифриза, пользуйтесь качественным охлаждающим составом. Возможно, пришло время обновления водяной помпы, не используйте её сверх отведённого производителем срока.

Так как утечки любой технической жидкости пагубно влияют на поддон, меняйте прокладочные материалы, не только когда обнаружите их разрушенное состояние, действуйте в этом вопросе на опережение.

Заключение

Занимаясь подготовкой нашего материала, мы ставили себе цель, которую считаем достигнутой. Она заключалась в раскрытии роли масляного поддона в силовых агрегатах Caterpillar, выявлении причин неисправностей и предложении мер, которые помогут справиться с такими ситуациями. Прочитав статью, вы сможете произвести замену испорченного компонента, а после установки нового займётесь профилактикой поломок по предложенным мерам. Учитывая тесную взаимосвязь составляющих в этом двигателе, она затронет и другие узлы. Это поможет дольше использовать высокий потенциал мотора. Для замены любого из компонентов Катерпиллер вы можете обратиться в нашу компанию, имеющую дистрибьютерский статус, наши консультанты помогут подобрать подходящую под вашу серию деталь.