Какой двигатель Deutz выбрать?
Весна и лето — время массового обновления ДВС на различной автотехнике. Это стремятся сделать аграрии в период активного освоения сельхозплощадей на сезонных работах, по тем же соображениям активизируются строители. Идут закупки в промышленных компаниях, проводятся тендеры в госорганизациях. Обновляют автопарки грузоперевозчики и т.д. Не всегда выбор делается в пользу той марки мотора, который стоял на автомобиле раньше. Многие приглядываются к перспективному и доказавшему свои преимущества на практике силовому агрегату производителя из Германии Дойтц.
Плюсы, которые привлекают в нём, очевидны — это мощность, выносливость, он легко поддаётся ремонту и обслуживанию, потребляет минимальное количество дизтоплива. Его охотно берут северяне и южане, потому что он одинаково стойко переносит и жару, и холод. Но модельный ряд этих ДВС достаточно широк, как выбрать тот, что подходит именно вам? Об этом и будет наш материал, в котором мы также рассмотрим рекомендации экспертов по пролонгации срока эксплуатации.
Основные особенности
Конечно, силовые агрегаты, выпускаемые производителем из Германии уже больше века, очень отличаются друг от друга, но если мы возьмём для обзора только выпускающиеся на современном этапе, то у них вполне можно выделить ряд особенностей, которые присущи большинству моделей.
Среди них можно отметить следующее:
- количество цилиндров — четыре или шесть, ранее выпускавшиеся модификации с меньшим числом уже сняты с производства;
- цилиндры расположены в ряд, количество тактов — четыре;
- высокая мощность — в отдельных модификациях она превышает 300 л.с.;
- увеличенный крутящий момент, достигающий 300 Нм и более;
- высокая износостойкость материалов, обуславливающая увеличенный срок эксплуатации.
Ещё можно отметить характерное для этих моторов применение передовой топливной системы, разработанной компанией Бош, — Common Rail. Благодаря ей горючее вводится непосредственно с точным расчётом нужного объёма и времени впрыска. Поработали конструкторы и над снижением веса двигателя, добившись этого включением композитных материалов повышенной крепкости.
Критерии
Прежде всего, нужно определиться с критериями, которые напрямую связаны с назначением техники, ведь ДВС может быть поставлен на очень широкий спектр машин.
Конечно, многие обращают внимание на мощность, и это правильно. На первый взгляд, не во всех случаях пригодится самый мощный мотор из предлагаемых, но никто не сможет поручиться, что не возникнет ситуация, когда придётся преодолевать какие-либо препятствия, отработать удлинённый период и т.д. Поэтому мощностные показатели важны, но дело в том, что все силовые агрегаты Дойтц — достаточно мощные, поэтому выбрать можно практически любой. Конечно, есть и такие модели, в которых выжимается 30-50 «лошадок», что тоже немало для, например, частных хозяйств или организаций со сменным графиком, но и стоят они подешевле, чем большинство более мощных агрегатов.
С этим показателем связан и момент кручения, который обычно находится в пропорциональной зависимости от мощности. Поэтому можно ориентироваться и на этот критерий.
Работа цилиндрового блока в этих ДВС обычно налажена на четырёх тактах, так как именно в таком случае удаётся оптимизировать деятельность составляющих БЦ, минимизируя затраты ресурсов. Поэтому в этой части выбор потребителя упрощён.
Что касается количества цилиндров в блоке, то оно, конечно, тоже важно, но Дойтц сейчас выпускает моторы с шестью и четырьмя цилиндрами, первые могут развивать большую мощность, но и вторые от них несильно отстают. Поэтому при прочих равных можно выбрать шестицилиндровый вариант, но допустим также и четырёхцилиндровый силовой агрегат, оба отлично справляются с поставленными задачами.
При выборе также обращают внимание на вес и размеры ДВС: чем он легче и компактнее, тем проще его ремонтировать и заниматься обслуживанием. Но у Deutz даже относительно брутальные моторы имеют особую конструкцию, в которой доступ к составляющим упрощён.
Обратите также внимание на топливный расход, потому что это один из ключевых показателей, который свидетельствует об эффективности силового агрегата. Для его достижения в системе топливного обеспечения трудятся два насоса — ТНВД и подкачивающий.
Теперь разберёмся в особенностях нескольких ведущих серий, соответствующих указанным критериям.
1012
Мощность в этой серии доходит до 170 л.с., поэтому она широко распространена на строительных работах, обустройстве городских хозяйств и перевозках грузов. Одно из несомненных достоинств входящих в неё ДВС — их невысокая стоимость, при этом благодаря применению инновационных разработок срок действия моторов по сравнению с предыдущими сериями увеличен, они неприхотливы в обслуживании. Особая конструкция позволяет легко находить нужные детали, что упрощает ремонт этих «движков». Мощный турбонаддув не только способствует улучшению эксплуатационных характеристик, но и снижает топливный расход — в отдельных модификациях он минимизирован до 230 г на кВт/ч и менее.
1015
Серия также является высокомощной, у мотора — компактные габариты, цилиндры снабжены четырьмя клапанами каждый, это способствует упрощению работы с ними. Система охлаждения — жидкостная, её эффективное функционирование не даёт мотору перегреться, силовые агрегаты практически не шумят и не вибрируют. Это достигается особыми конструкторскими решениями, в том числе и применением дифференциации деталей при сборке. В цилиндровом блоке инновацией стало внедрение «мокрых» гильз, это помогло наладить лёгкий запуск в условиях отрицательных температур и уменьшить затраты на ТО.
2011
Серия значительно отличается от предыдущих запуском масляного охлаждения, которое доказало свою эффективность, у моторов, входящих в неё, индивидуализирован топливный впуск, цилиндры оснащены собственными ТНВД. Великолепно работает электромодуль, в электронику заложено огромное количество сценариев, позволяющих водителю практически полностью передоверить машине выбор вариантов действий в стандартных ситуациях. Оптимально подбирается соотношение топлива и воздуха в смеси, что позволяет последней эффективно сгорать для образования нужной колёсам энергии.
Серия стала первой с принудительной смазкой компонентов, что положительно сказалось на антикоррозийной статистике, понизилась также вероятность «заражения» деталей кавитацией. В зимний период у серийных силовых агрегатов отмечается лёгкий запуск, увеличены межсервисные интервалы по основным узлам.
2012
Серия запускалась как «северная», но успешно применяется и на юге страны. У неё отличные показатели по топливному расходу, идеальное соотношение мощности с объёмом, великолепные результаты демонстрирует усовершенствованное охлаждение жидкостного типа. Модификации 2012-й — экологичны, что подтверждает их сертификация Tier II. Разработчики запустили в неё усовершенствованное водяное охлаждение, что свело вероятность перегрева практически к нулю. Каждый цилиндр имеет литровый объём, мощность наращивается прекрасно функционирующим турбонаддувом и трёхточечной регулировкой, которая позволяет дифференцировать её набор, не давая расходовать ресурс попусту.
2013
Одно из достижений этой серии — сокращение топливного расхода до 209 г в час, мощность же увеличена до 326 л.с. в отдельных модификациях. Точки контроля размещаются на одной стороне, это значительно упрощает диагностические мероприятия. Интеграция водяного охлаждения позволяет ТС справляться с увеличенными нагрузками, поэтому серия успешно применяется в разных сферах промышленности, сельском хозяйстве и строительной индустрии. Объёмы цилиндров увеличены до 1,2 л, что положительно сказывается на работе всей ЦПГ. Усовершенствованный стартёр позволяет плавно и уверенно набирать обороты даже в условиях отрицательных температур. Увеличенные межсервисные интервалы положительно сказываются на пролонгации эксплуатационного срока и упрощают работу с техникой, где установлены ДВС этой серии.
Рекомендации по обслуживанию
Какую бы серию Дойтц вы ни выбрали для установки на своё ТС, обязательно следуйте рекомендациям производителя по обслуживанию и эксплуатации. Двигатель относится к выносливым и износостойким, но это не означат, что его следует эксплуатировать без перерывов. Стоит воздержаться от попыток внести конструкционные изменения в него, так как его структура основана на сбалансированности входящих в неё элементов, лишних запчастей в ней нет.
Подбирайте для заправки качественное топливо, так как низкосортные составы и загрязнения в них способны сгубить даже качественный ДВС. Не забывайте менять фильтры, как топливный, так и масляный, воздушный. Поступление некачественного масла тоже негативно действует на составляющие мотора, а смазка нужна всем металлическим деталям.
Чтобы в топливо не попадала влага, а также осуществлялась дополнительная фильтрация, установите сепарационное устройство.
Если будут обнаружены какие-либо дефекты, их устранение нельзя откладывать на потом, так как скорость распространения поломок в ДВС слишком велика, через некоторое время вы обнаружите полностью непригодную деталь, а затем дело может дойти до «капиталки» и замены мотора.
Несмотря на отличную систему охлаждения с высокоэффективным дополнением в виде вентиляционного обдува, система требует заливки качественного хладагента, которым обычно является специальная жидкость, реже, в отдельных моделях, — масло. В обоих случаях необходимо следить и за отсутствием утечек, это же касается и топливного кругооборота.
Обязательно также прохождение плановых ТО, при необходимости отправляйте двигатель на диагностику с использованием компьютерного оборудования, потому что обнаружить дефекты электроники, например, не по силам обычному пользователю.
Заключение
Немецкое качество с адаптацией под российские условия — так коротко можно охарактеризовать ДВС Deutz. В статье мы рассказали об общих особенностях этого силового агрегата, остановившись на подробной характеристике наиболее распространённых серий. Приведённые сравнительные описания помогут вам выбрать тот мотор, который лучше всего подходит для специфики той области, где он будет применяться. Также мы уделили внимание профилактическим мероприятиям, проведение которых поможет увеличить срок эксплуатации двигателей.
В заключение отметим, что неисправности могут возникать и в этих замечательных силовых установках. Поэтому, например, особого контроля требует топливная система, где необходимо чистить или менять форсунки, понаблюдайте также за работой ТНВД. Занимайтесь и обновлением гильз, не забывайте менять прокладочные материалы.