Почему нужно прокачивать топливную систему в СА Caterpillar и как это сделать?

Американская автотехника Caterpillar встречается в различных секторах экономики, её активно используют и аграрные холдинги, и частные фермерские хозяйства, промышленные предприятия и торговые агенты, она отлично справляется с задачами на стройобъектах и перевозках, участвует в рубке леса и обустройстве территорий. Во многом это объясняется довольно мощным «движком», который к тому же экономно расходует топливо. Он вынослив и неприхотлив к погоде, климатические особенности ему тоже нипочём, выдерживает и морозы, и жару, прекрасно чувствует себя в горах и легко справляется с бездорожьем. В список достоинств техники с этим силовым агрегатом можно включить и экологичность, потому что создатели делают акцент на этом направлении. Мотор несложно ремонтировать, детали расположены компактно, их можно заменять, с чем справляется даже начинающий водитель. При этом многое из перечисленного — следствие передовых топливных систем, которые использует «американец». Чаще всего ставится Common Rail (Bosch), но и другие ТС используют схожие решения. Как бы там ни было, а наступает момент, когда топливную систему нужно прокачать. С какой целью это делается, и какие действия при этом требуются — расскажем в нашем материале.

Топливные системы, используемые Катерпиллером

Говорят, что Бош инвестировала в разработку Common Rail несколько миллионов долларов и занималась этим ещё после Второй мировой войны. Было несколько заморозок проекта, но итоговый результат хорошо разошёлся по мировым производителям. Высокое давление — мощный стимулятор движения горючего по нужной траектории, оно повышает и скорость поставки, одновременно идёт измельчение горючего, прямое вливание осуществляется с выбором наиболее подходящего времени и точной дозировкой. Благодаря этому оптимизируется расход горючего, увеличивается мощность «движка», да и выхлопы становятся менее токсичными.

Как правило, в топливных системах, подобных Коммон Рейл, действует несколько насосов, среди которых есть и топливный насос высокого давления (ТНВД), и подкачивающий, использующий низкое давление, ТННД. Подкачивающий насос может быть и автоматизированным, и ручным, ТНВД обычно включает электронное управление. Именно электроника обеспечивает точный расчёт дозировки с определением оптимального времени впрыска. Но и при применении ручного топливоподкачивающего насоса происходит снижение давления, что позволяет избежать разрыва на магистрали и снижает напряжение узлов, участвующих в процессе. Электромодуль использует данные, получаемые с датчиков, поэтому создаются предпосылки для точных расчётов. Дополняют систему форсунки, они ведут горючее на сгорание, инжектор выполняет впрыск.

Особое значение имеет качество дизтоплива, для его очистки используются фильтры, они подлежат своевременной замене. Удаление влаги производится действием влагопоглощающего устройства с функцией сепарации. Роль эффективной топливной системы не только в снабжении транспортной единицы базовой энергией, которая после переработки даст возможность движения, но и в повышении КПД всего двигателя, благодаря чему он служит дольше. Кроме того, с хорошей топливной системой двигатель не чадит, работает экологично, минимизируются расходы на заправку. Именно поэтому поддержание ТС в работоспособном состоянии, внимание к её осмотрам, ремонтам и обслуживанию — обязательный и важный элемент в повседневной работе автовладельца.

Мы подробнее остановимся на том, как сохранять функциональность топливной системы в течение длительного периода, но сразу отметим, что для этого важно следить за качеством ДТ и своевременно менять фильтры. Но это возможно только в комплексной профилактической работе, так как при тесной взаимосвязи деталей и систем в моторе уделять внимание нужно и маслообеспечению, и системе охлаждения и др. элементам «движка».

Что такое прокачка ТС и зачем она нужна?

Теоретически прокачка топливной системы должна осуществляться и профилактически, и по мере необходимости, но на практике ею чаще занимаются только во втором случае. К этой необходимости могут привести протекающие форсунки, это текущее топливо заливает, в том числе, и камеры сгорания, что вызывает сбой электроники, обороты могут уйти и вверх, и вниз. Опознать такую ситуацию можно по чадящему выхлопному дыму, но в таком случае уже бывает поздно что-либо предпринимать, многие детали идут на замену. Проще действия при возникновении воздушных пробок, застой дизтоплива «ломает» систему, здесь рекомендуемое прокачивание значительно улучшит ситуацию. Но прокачать ТС можно и профилактически, необходимость в этом действии возникает, например, если есть рваная динамика. Составляющие ЦПГ часто не выдерживает этих разрывов, поэтому поршни, пальцы, кольца могут пострадать.

Без прокачивания топливная система работает нестабильно, поэтому такое действие желательно при наблюдении «затраивания» СА, что свидетельствует о необходимости прокачки и топливных насосов, включая ТНВД. Ещё один признак такой необходимости — остановки, которые возникают неожиданно. Результатом являются также «плывущие» обороты.

Осматривая насос, испытывающий действие завоздушивания топлива неоднократно, можно обнаружить задиры на его плунжере. Часто эту деталь приходится менять, чтобы этого не произошло, нужно вовремя прокачивать и систему, и сам насос. Как правило, в такой ситуации страдают и форсунки, потому что отколовшиеся металлические частицы уходят из насоса в них. Нехватка топлива при запуске стартёра может вывести из строя и его, поэтому прокачка ТС является профилактикой его поломки. Исходя из вышеизложенного, можно сделать закономерный вывод: прокачка топливной системы важна не только для самой ТС, она профилактирует неисправности и других составляющих мотора.

Необходимость прокачки топливной системы также возникает при замене топливных фильтров. Ещё одна причина для этого мероприятия — отсутствие нужного количества топлива в системе. Чтобы она заработала в должной мере, приходится прибегать к данной процедуре.

Действия для прокачки ТС

Для прокачки ТС в силовых агрегатах Катерпиллер могут быть различными, мы приводим лишь типовую технологию для большинства современных версий, имеющихся на рынке. Чтобы прокачать топливную систему в этих американских моторах, следует использовать топливоподкачивающий электронасос, он расположен на левой боковой платформе кабины, за дверцей доступа, перед топливным баком. Установив пусковой переключатель двигателя в положение «Выключено», переведите его затем в противоположное положение «Включён», начиная эксплуатацию. Она должна длиться четыре минуты, после чего переведите обозначенный выключатель в положение «Выключено», это приведёт к завершению эксплуатации.

Когда потребуется завести мотор, не крутите коленвал стартёром больше половины минуты, учитывайте, что стартёрный механизм используется только для запуска «движка». После каждого запуска ему нужен двухминутный перерыв. Не всегда запуск удаётся сразу, в этом случае прокачку топливной системы описанным методом нужно продолжать. Задымление и пропуск зажигания будут симптомами необходимости новой прокачки ТС. Она выполняется при выключенном двигателе. Для этого ключ пускового переключателя СА должен находится в положении «Выключено», в этом случае начинает работать топливоподкачивающий насос.

При отсутствии должного эффекта в первой прокачке может помочь следующий способ: дайте двигателю поработать в режиме малой частоты вращения холостого хода до тех пор, пока он не заработает ровно. Не включайте топливоподкачивающий насос при провороте коленчатого вала двигателя стартёром.

Прокачка ТНВД

Отдельно отметим необходимость прокачки и топливного насоса высокого давления. Здесь тоже несложная последовательность действий, разработчики позаботились об упрощённом механизме. Выполняйте следующее:

  • открутите междуштуцерный винт;
  • включите зажигание;
  • несколько раз нажмите на ручку ручного насоса, пока топливо не потечёт под винтом;
  • верните винт в первоначальное положение.

Если пузырей в льющемся горючем нет, значит, пробки удалось удалить. Если же пузыри остались, нужно использовать стартёр, но не забывайте про режимное правило — «полминуты работы — две минуты отдыха».

Заключение

Топливная система силовых агрегатов в двигателях Caterpillar является не только средством доставки горючего до места сгорания, чтобы выработанная энергия смогла стать источником для переработки ЦПГ в импульс, необходимый для движения. Экономное потребление горючего даёт ощутимый эффект и в финансовом плане, и позволяет использовать СА в полной мере без лишнего напряжения узлов, которое пагубно сказывается на их состоянии и приводит к раннему выходу из строя всего ДВС. Это экономное потребление дизтоплива возможно только в случае, когда владельцы уделяют должное внимание профилактической работе с двигателем и проводят мероприятия комплексно, работая со всеми системами, не исключая топливную.

В обслуживании топливной системы важны и регулярные осмотры, и замена деталей, вышедших строя или находящихся в состоянии, близком к исчерпанию заложенного ресурса. Не менее важна и прокачка, технологию которой мы здесь привели в двух вариантах — для самой системы и для ТНВД. Здесь также рассказано о случаях, когда это необходимо сделать.  Ещё раз отметим, что среди обстоятельств, в которых прокачка помогает, фигурирует и замена фильтров, а их обновление не всегда проводится пользователями вовремя. Иногда это связано, как ни странно, с чётким следованием инструкции, но при этом эксплуатация транспорта осуществляется с превышением допустимых временных норм.

Игнорирование необходимости прокачки ТС может дорого обойтись владельцу, пострадать могут и стартёр, и поршни, пальцы, кольца. Если возникнет необходимость в их замене, вы смело можете обращаться к нам, так как, имея дистрибьютерский статус производителя, мы торгуем только подлинными запчастями с гарантией Катерпиллер. В этом случае ваш Cat будет работать идеально. При этом работа без посредников способствует низким ценам, поэтому покупка будет для вас выгодной.