Неисправности и замена ТНВД в двигателях Caterpillar
На просторах нашей страны автотехнику с двигателями Caterpillar можно встретить в различных секторах экономики, популярна она и у сельчан, и у промышленников, активно применяют её дальнобойщики и строители, имеются примеры использования в лесном хозяйстве и на добыче полезных ископаемых. Именно этот мощный, но экономичный двигатель — причина такой популярности, он потребляет минимальное количество дизельного топлива, но способен выдавать высокую мощность. В свою очередь, это объясняется не только мощным турбонаддувом, но и внедрением передовой разработки немецкой компании Бош — топливной системы Коммон Рейл. Не на всех Катерпиллерах стоит она, но с её внедрением и остальные используемые ТС стали применять топливные насосы высокого давления — ТНВД. О том, что даёт этот насос, его неисправностях и способах решения проблем будет наша статья. Разберёмся и с причинами, и с последствиями, а также предложим профилактические мероприятия, чтобы насос работал дольше.
Зачем нужен ТНВД, и при чём тут Common Rail
«Топливная дорога», как в переводе звучит название этой системы, применяемой практически всеми ведущими автопроизводителями, по крайней мере, в грузовом сегменте, действительно заложила принцип нагнетания давления для прямого впрыска горючего в специально оборудованное место, где оно должно сгореть для выработки базовой газовой энергии. Переработкой в полноценный, необходимый колёсам для движения, импульс займутся составляющие цилиндропоршневой группы, передача пройдёт через коленчатый вал, а нагнетаемое ТНВД давление обеспечит высокую скорость и оптимальный расход дизтоплива с выбором момента для максимальной эффективности ДВС. Дело тут не только в ТНВД, и даже не столько в самом давлении, хотя это мощный фактор, обеспечивающий скоростную поставку оптимального объёма ДТ. Именно поэтому этот принцип используют и другие ТС, но Коммон Рейл задействует электронику, и именно слаженные действия и насоса, и ЭБУ, опирающиеся на поступающие с датчиков сведения, позволяют достигать максимального эффекта с набором нужной мощности при минимальном потреблении ДТ.
Конструктивно плунжер находится в цилиндре, его работа проходит одновременно с действиями втулки, при этом вал вращается, из-за чего поршень получает давление от кулачка. Открытие клапанов позволяет горючему уйти на форсунки, а далее по проложенному пути в зону цилиндров.
Высокое значение ТНВД требует внимательного отношения к этому компоненту, своевременного устранения возникающих неисправностей и замены при необходимости качественным, оригинальным насосом заводского производства, который можно прибрести, например, у нас.
Почему происходят поломки?
Поломки ТНВД в двигателях американского производителя не так часты, как, например, форсунок, но часто обусловлены теми же причинами, хотя и есть своя специфика. Стоит отметить роль невнимательности хозяев к этому значимому узлу, которая со временем обязательно сказывается на всей топливной системе. Связано это, как ни странно, с высоким ресурсом, который заложен производителем. Владельцам техники кажется, что деталь довольно крепкая, результативная, поэтому и не обращают на неё внимание. Но со временем и этот насос ветшает, требуя замены. В отдельных случаях можно ограничиться заменой составляющих, но чаще приходится ставить новый ТНВД.
Для всех составляющих топливной системы большое значение имеет качество горючего, заливка низкосортного состава с примесями и загрязнениями заставляет насос работать в усиленном режиме, что приводит к его досрочному выходу из строя. И стоит помнить, что даже хорошее топливо нуждается в фильтрации, поэтому нужно своевременно менять установленные топливные фильтры. Ориентироваться нужно не только на рекомендуемые производителем сроки, но и на состояние.
Если на составляющих насосного устройства обнаружена ржавчина, значит, оно поражено коррозией, а это бывает при проникновении влаги. Она могла попасть и в горючее, для её удаления устанавливается сепарирующее устройство, но его картриджи тоже нужно своевременно менять.
У форсунок и ТНВД очень тесная взаимосвязь, поэтому, не меняя вовремя первые, вы получите в итоге неисправный насос. Напомним, что их главная проблема — это протечки. Обратите внимание и на магистраль, потому что не поступающее в нужном количестве топливо сделает бесполезной работу ТНВД. Форсунки могут быть разорваны давлением, это негативно сказывается и на состоянии насоса. Для предотвращения утечек и лучшего прилегания деталей, способствующего минимизации попадания загрязнений, насос оснащается прокладками, они подлежат регулярной замене. Если прокладки вовремя не поменяны, пострадает ТНВД.
Наконец, ТНВД не будет корректно работать, если имеются поломки датчиков, оборваны коммуникации с электроблоком, есть другие проблемы с электроникой. Если в течение продолжительного периода насос не получает правильные сведения и работает некорректно, назревают предпосылки к его преждевременному выходу из строя.
ТНВД может страдать и из-за перегревов, что обязывает к проверке системы охлаждения, включая и помпу, и трубопровод, по которому проходит ОЖ, и вентилятор. Есть потребность и в качественном масле, потому что шестерёнки, например, довольно быстро «вылетают» из-за недостатка смазки.
Диагностика и решения
Когда вы обнаруживаете неисправный ТНВД, это означает, что диагностика проводилась недостаточно часто, иначе можно было бы узнать о приближении этого события. Те же шестерёнки, например, будут скрипеть и недостаточно быстро проворачиваться, а такой признак укажет на необходимость их замены, что позволит работать насосу дальше. Именно регулярный осмотр в большинстве случаев помогает обнаружить недостатки раньше, чем приходится менять устройство целиком.
Ещё неисправный насос выдают протечки, топливо может сочиться из-под многих составляющих, но особенно важны для отслеживания позиции с прокладками и кольцами уплотнения. Если вы не меняете их вовремя, то под угрозу попадает насос.
В большинстве случаев при обнаружении неисправностей ТНВД приходится менять полностью, но это потому, что не была вовремя проведена должная диагностика. При ранней диагностике можно обойтись «малой кровью», но проблема в том, что это по большей части происходит с уже не новыми насосами. В этой ситуации водителю приходится решать: инвестировать в замену составляющих устройства или поставить новый насос. Производитель рекомендует выбрать второй вариант, потому что он более рационален и финансово выгоден, если покупать устройство в организации, торгующей без посредников, как это делаем мы.
Что касается самой технологии замены, то тут довольно просто, хотя и потребуются минимальные навыки. ТНВД — это не коленвал и не блок цилиндров, понадобится заглушить двигатель и дать ему остыть, также необходимо слить топливо и другие техжидкости. Также следует отключить АКБ. Отсоедините насос, снимите трубы для подачи высокого давления, саму подачу горючего, скрутите пластинку крепежа к блоку цилиндров.
Затем нужно «избавиться» от водяного насоса, для этого выворачиваются четыре длинных болта на крышечной части. После снятия водонасоса идёт демонтаж лобовой крышки, она крепится болтами, их выкручивают вкруговую, так же идёт и обратная закрутка.
Блок и крышка распредвальной шестерни соединены через совпадающие отверстия, для совпадения одно из них поворачивают на четверть оборота. Фиксация проводится сверлом на 8 мм, совпадения нужны, если будете обратно ставить эту же помпу, но, возможно, она уже не нова, тогда лучше заменить, пользуясь случаем. При постановке всё равно потребуется фиксация по указанной схеме.
Следующий этап — демонтаж вентилятора со шкивом, для этого выворачиваются соответствующие четыре болта крепежа. Затем потребуется фиксация вала болтом и откручивание гайки на 22 мм, шестерёнку лучше снимать съёмным приспособлением с тремя лапами, под ней будут три болта, их тоже нужно открутить. После этого ТНВД легко поддаётся аккуратному съёму руками. Чтобы ничего не повредить, воспользуйтесь помощью напарника.
Перед постановкой нового насоса важно зачистить место от останков старой прокладки и поставить новую, даже если она хорошо сохранилась. Связано это с тесным взаимодействием между этими компонентами. Отверстия в шестерёнке распредвала должны быть точно выставлены и совпасть с блочными. Шестерёночные отверстия чуть больше блочных, после совмещения можно ставить насос. Конусы тоже требуют зачистки, шестерёнка закручивается под 98 Нм. Впрочем, на всякий случай сверьтесь с инструкцией, в некоторых моделях этот момент может не совпадать.
В завершение возвращаете все снятые узлы на места в обратном порядке — лобовая крышка, вентилятор, шкив и всё остальное. Залив топливо в систему и поменяв фильтры, запускаете двигатель и проверяете, нет ли протечек. Кстати, удобный момент, чтобы заменить и форсунки, они обычно ко времени замены насоса уже требуют обновления.
Сохранение работоспособности
Чтобы ТНВД дольше сохранял работоспособность, нужно не пренебрегать профилактическими мерами. Например, всем известно, что Катерпиллер довольно требователен к качеству горючего. Исходя из этого, многие водители стараются заправляться высокосортным дизтопливом на проверенных сетевых заправках. Но, например, дальнобойщики не могут на маршруте выбрать места с гарантией. В любом случае, эти предосторожности не спасут, если не менять своевременно фильтры. Поэтому первая рекомендация — регулярные осмотры и обновление фильтров по мере их загрязнения, а не из абстрактных требований производителя, рассчитанных на рафинированные условия западных автобанов.
Второе — это внимание к самому насосу, вывод из эксплуатации через 3-5 лет, либо поэтапная замена проблемных составляющих. Менять можно только на оригинальные, производимые Cat или партнёрами, компоненты!
Для предотвращения ржавчины и попадания влаги используйте сепарирующее устройство. Не допускайте авральных, превышающих нормы, работ, организуйте технологические перерывы. Это поможет профилактировать и перегрев, но проверяйте также и магистраль, по которой поступает ОЖ. Своевременно меняйте прокладки и уплотнители. Всё это поможет использовать ТНВД в Caterpillar значительно дольше.