Вкладыши в силовых агрегатах Caterpillar: значение, поломки, решения
Силовые агрегаты американского производителя Caterpillar довольно популярны в различных направлениях хозяйственной жизни: их активно применяют и аграрии, и промышленники, отлично проявляют они себя на трассах и в горных карьерах, техника с ними перевозит как грузы, так и пассажиров. Причины этой популярности — сочетание мощности с низким потреблением дизтоплива, помноженное на хорошую ремонтопригодность и отличную проходимость с выносливостью. Двигатель неприхотлив к погодным и ландшафтным условиям, разработчики применили немало решений для защиты основных узлов. Одним из этих решений является особая система коленвальных и шатунных вкладышей, о которых мы с вами поговорим в этой статье. Расскажем о их значении, поломках и решениях, помогающих использовать этот компонент в течение достаточно длительного периода, что, в свою очередь, поможет работать с полным потенциалом мотора, решая многочисленные задачи в любой из сфер применения.
Общая информация о вкладышах и их разновидностях
Вкладыши похожи на подшипники, многие их так и называют, в общем-то, в этом нет какой-то принципиальной ошибки, кроме того, что, в отличие от классических подшипниковых компонентов, вкладышные имеют дополнительную функцию маслопроводки при установке в коленчатом вале и шатуне. Это, кстати, две основных категории вкладышей, многие их разделяют именно по принципу расположения. Несмотря на схожесть, они имеют и различия, о которых расскажем чуть позже. По виду все вкладыши имеют полукольцевую округлость, но их иногда путают с пластинками и планками, которые вкладываются в узлы. Всё-таки в моторах вкладыши — это особый вид детали, они имеют строго очерченный круг задач.
Коленвальные вкладыши ещё называют коренными, они защищают коленчатый вал, который, как известно, своим последовательным вращением способствует трансформации газоэнергии в импульс, передаваемый колёсной группе. Подобно подшипнику, вкладыш делает возможным это вращение. Составляющие коленвала будут быстро истираться без поступления масломоторного состава через спецканалы, в этом процессе участвуют вкладыши, причём они могут располагаться как сверху, так и снизу, поэтому их разделяют на верхние и нижние. Наносимый слой масла позволяет минимизировать риск истирания шейки коленчатого вала.
По своей сути шатунные вкладыши довольно близки к коленвальным, но их расположение заставляет работать их именно на этот узел. Но так как шатун является посредником в передаче газоэнергии, то нельзя сказать, что вкладыши шатуна не помогают коленвалу. Кроме того, они контролируют зазор между шейкой шатуна и коленчатым валом.
Отдельно стоит сказать об упорных и ремонтных вкладышах. Первые применяются для создания соответствующего упора, обеспечивающего функциональность упомянутых узлов. Вторые применяют после ремонтных процедур с ними. Дело в том, что место расположения вкладыша после ремонта расширяется, поэтому стандартный размер уже не подойдёт. Каждая ремонтная процедура увеличивает потребность в дополнительной четверти миллиметра. Но это, как говорится, неточно, потому что ремонтная процедура ремонтной процедуре рознь, рекомендуется уточнение при помощи сверхточных измерений аппаратурой, обычно имеющейся на многих СТО.
Причины неисправностей
Причины неисправностей вкладышей в силовых агрегатах так же банальны, как и у других расходных материалов, например, прокладок. Вкладыши защищают коленвал и шатун, поэтому принимают на себя удары, предназначенные им. Поэтому их поломка неизбежна, вовремя меняя этот компонент, вы способствуете дальнейшей работе основного узла. Но это не означает, что нужно относиться к вкладышам пренебрежительно, они так же нуждаются в защитных, профилактических мерах.
Из воздействий прежде всего отметим высочайшие температуры, они могут привести к расплаву даже сверхпрочных вкладышей. Ситуацию спасает жидкостная, усиливаемая вентиляционным обдувом, система охлаждения, но если вы за ней не следите или следите плохо, то вкладыши могут пострадать в числе первых.
Также опасны и давление с химическими воздействиями, не меньшую опасность представляют физически ощутимые удары. Всё это в совокупности значительно осложняет жизнь вкладышей, но ещё более опасны непродуманные действия водителя. Дело, прежде всего, касается установки, которую не всегда проводят должным образом. Далее, обслуживая детали, их попросту забывают, не осматривая и не обращая внимание на их состояние. В этом случае, например, они могут не получить нужного количества масла для смазки, или оно поступает не надлежащего качества. И в том, и в другом случае вкладыши не только не спасают коленвал или шатун, они и сами выходят из строя. Конечно, случаются и объективные факторы, например, дорожные инциденты, вкладыши страдают в первую очередь.
Для обнаружения неисправностей вкладышей, как правило, не нужна специальная аппаратура, растрескивания и отломанные куски видно визуально. Когда вкладыш истончается, это тоже можно определить на глаз. Но полезно обновлять этот компонент превентивно, исходя из сроков, рекомендуемых производителем, либо даже немного раньше. Как правило, это через полгода-год эксплуатации, меняя вкладыши комплектом в такие промежутки, вы наверняка не увидите последствий выхода их из строя.
Ремонтировать вкладыши не рекомендуется, лучше заказать новые, потому что качественно исправить возникающие дефекты можно только при наличии соответствующих материалов. Эти материалы с нужными свойствами дорого стоят, соответственно, если изготовить, по сути, существенную часть вкладыша в непромышленных условиях, её стоимость окажется как минимум вровень с ценой готового целого компонента. Пропадает экономический смысл такого ремонта. Но можно заказать ремонтный вкладыш, если проводился ремонт коленвала или шатуна, соответственно.
Выбирая вкладыши для замены, нужно брать только производимые самой компанией Катерпиллер, либо её партнёрскими организациями. Это связано и с качеством деталей, и с их совместимостью. Особенно трудно ставить сторонние вкладыши ремонтного характера, тут размеры могут разойтись считаными долями миллиметра. Если у вас есть сомнения, вы можете посоветоваться с нашими консультантами, они помогут подобрать подходящие именно вашей разновидности мотора компоненты.
Как заменять?
Замена вкладышей, с одной стороны, проста, потому что их легко вытащить и поставить, но это касается только стандартных случаев. Если речь идёт о ремонтных или даже упорных вкладышах, то всё намного сложнее, потому что потребует идеальной подгонки под размеры посадочного места.
Если меняется коренной вкладыш, то обычно снимают коленчатый вал, при замене шатунного понадобится снятие шатуна. Но в этом нет прямой необходимости, просто операция обновления вкладыша полезна для проверки состояния и чистки данных узлов. Перед процедурой обязательно отключают аккумулятор, сливают технические жидкости. Желательна и замена прокладок, они не живут долго, лучше воспользоваться ситуацией для обновления. Во время операции может помешать картерный поддон, поэтому его убирают, снимают также все трубки и патрубки, демонтажу подлежит шатунная крышка, она держится на болтах, которые выворачивают, а при постановке обратно заворачивают с усилием, прописанным в инструкции, оно отличается, в зависимости от модели. Сам вкладыш вынимается, когда его тянут на себя, вверх. При замене коренных вкладышей нужна проверка люфта по осям. Если демонтировался сам коленчатый вал, то его установка потребует специальных действий, он не должен проворачиваться, иначе может быть поставлен неправильно. При тестовом запуске прежде всего смотрят на отсутствие масляных утечек, проверяют также корректность работы узла.
Профилактика
Как и остальные составляющие мотора, коренные и шатунные вкладыши нуждаются в профилактических мероприятиях, продлевающих срок их жизни. Конечно, кому-то может показаться, что возиться из-за полугода их эксплуатации нет смысла, но на самом деле общие меры способны повлиять и на срок действия защищаемых вкладышами узлов.
Прямых рекомендаций здесь немного, главным образом, они касаются регулярных осмотров и своевременной замены вышедших из строя вкладышей. Причём менять их лучше комплектом, потому что дефекты будут быстро распространяться на смежных «собратьев». Обратите внимание на смазку, в ней вкладыши нуждаются так же, как и коленчатый вал с шатуном. Закупайте качественный, высокосортный состав, следите за состоянием магистрали и проверяйте работоспособность масляного насоса, потому что масло должно доходить до вкладышей. Даже качественное масло требует фильтрации, поэтому не забываем вовремя менять фильтры.
Чтобы избежать перегрева узлов с вкладышами, придётся заняться и контролем системы охлаждения. То же самое — магистраль, помпа, хладагент. Плюс состояние вентилятора, он усиливает действие системы, но без него невозможно достичь нужной степени охлаждения.
Так как протечки топлива могут серьёзно осложнить работу мотора, в том числе и обозначенных узлов с вкладышами, то нужно проверять и топливную магистраль, использовать качественный состав горючего, вовремя менять фильтры.
Ещё стоит обратить внимание на стиль вождения, резкие старты, торможения, дрифт и злоупотребление стартёром негативно сказываются на состоянии коленвала, шатуна и их вкладышей.
Заключение
В статье мы рассказали о роли вкладышей в силовых агрегатах Caterpillar, выделив отдельно шатунные, коренные, упорные и ремонтные, обозначив их различия и функции. Подробно раскрыты здесь и причины неисправности этих компонентов, уделено внимание диагностике поломок. Осветили мы и вопрос возможности ремонта, рекомендовав другой путь решения — замену. Ещё раз подчеркнём, что для замены можно использовать только оригинальные, производимые Катерипллер и партнёрами вкладыши, приобретаемые у официального дилера, к числу которых относимся и мы. Связано это и с качеством компонентов, и с их совместимостью с моторными узлами. Завершается статья советами и рекомендациями по профилактике неисправностей. Пользуясь ими, вы сможете использовать вкладыши и сам мотор в течение долгого периода.