Всё о прокладках в Caterpillar

Техника Caterpillar считается довольно крепкой и выносливой, во многом это объясняется постановкой двигателя собственного производства компании. Модели Кат можно встретить в различных секторах экономики, совершенно спокойно они переносят и условия любых географических зон, поэтому и северяне, и южане активно применяют эти машины в разработке горных карьеров, сельском хозяйстве, на лесных работах. При высокой мощности достаточно сильно сокращён объём потребляемого топлива, что стало следствием применения передовой разработки Бош — ТС Коммон Рейл. Но и те модели, в которых стоят другие ТС, тоже довольно экономичны. Ещё одно несомненное достоинство силового агрегата — хорошая ремонтопригодность. Детали заменяются в соответствии со сроками, действия при обновлении не требуют специальных навыков. Сегодня мы расскажем о прокладках, установленных в этом двигателе, раскроем их роль, причины неисправностей и подскажем, что делать при повреждениях. Ответим и на вопрос, как их дольше сохранить.

Роль прокладок в двигателе

В любом двигателе прокладки играют огромную роль, так как герметизируют пространство в узлах и около них, не давая проникать внутрь посторонним веществам и загрязнениям. Они также предохраняют и от утечек различных технических жидкостей и газов. Кроме того, уплотняя пространство, они способствуют лучшему заполнению различных мест с неровной поверхностью, что улучшает взаимодействие деталей. Там, где стоит прокладка, и удар проходит мягче, жаростойкие материалы предохраняют и от перегрева, и от возгорания. Электронику они спасают от детонации, не дают замочить и другие, не предназначенные для промокания, детали. Защищают прокладки и от выпадения некоторых элементов.

Чтобы справиться с различными воздействиями, прокладки выполняются из материалов, способных выдержать их. Иногда они пропитываются или покрываются спецсоставами, иногда включают металл с особыми свойствами. Но на определённых позициях нужна пластичность, чтобы прилегание деталей было более плотным. В этом случае основным составом становится резина или близкие к ней по свойствам материалы. Совместить крепкость и способность к сжатию довольно трудно, но такие производители, как Caterpillar, делают для этого всё возможное. Поэтому такие качественные прокладки стоят дороже, чем выполненные из дешёвых материалов изделия. Но и сохраняют работоспособность они значительно дольше.

По форме прокладки часто повторяют очертания тех узлов, куда их ставят. Но на некоторых позициях есть и строго геометрические контуры. По своей сути прокладками являются и уплотнители с уплотнительными кольцами. Но их обычно рассматривают отдельно.

Виды прокладок

Основной подход к классификации прокладочных материалов связан с местами, где их располагают. Некоторые узлы содержат несколько прокладок, например, на входе и выходе, ГБЦ может содержать до 12 и более прокладок, так как имеет большой объём.

В установке прокладок нуждается и сам цилиндровый блок, их можно встретить в турбокомпрессоре, масляном насосе, ТНВД и водяной помпе. Есть прокладки, установленные на крышках, в коллекторах, воздушном компрессоре, маховике и т.д. Статистика свидетельствует, что с установкой прокладок у форсунок и на валах случаев выхода из строя этих узлов стало меньше.

Основное назначение прокладки — герметизация пространства, но большинство этих деталей также и уплотняет область прилегания, поэтому разделить их по этому признаку не получится. Если прокладка поставлена для предотвращения утечек, это не означает, что она будет пропускать грязь внутрь, все функции она выполнит исправно.

Несмотря на схожесть прокладок для разных машин даже одного производителя, у них могут быть отличия на доли миллиметров, которые окажут значительное воздействие на выполнение поставленных задач. Поэтому ставить прокладки нужно, только имея точное название позиции и узла, для которых они предназначены. Если вам тяжело разобраться в этом самостоятельно, у нас вы можете запросить помощь консультантов, она оказывается бесплатно.

Причины, по которым меняются прокладки

Прокладки в основном меняются из-за их повреждений, хотя должно быть иначе, их положено обновлять в установленные производителем сроки, что позволило бы дольше защищать узлы на позициях, где их установили. Многие водители игнорируют и правило об обязательности обновления прокладок при замене узлов, а также желательности постановки нового прокладочного компонента при съёме детали. Конечно, если вы проверяете состояние, например, цилиндрового блока, достаточно часто, то необязательно менять прокладку каждый раз. Но если этот осмотр проводится раз в год, то он как раз совпадает с желательным временем обновления прокладок. Если игнорировать это, то будут страдать узлы, которые прокладки защищают ценой своей жизни.

Но основным поводом для замены прокладок остаются их повреждения. Они бывают и как следствие исчерпания заложенного ресурса, и являются последствием ошибок, допущенных водителем. Например, часть прокладок может стать неисправной уже при установке. Это бывает, когда монтаж проводится неаккуратно, нужно добиться полного заполнения места, а не просто кинуть компонент на него.

Далее прокладки страдают из-за различных воздействий, выполняя свою защитную роль по отношению к узлам. Например, они могут расплавиться от высочайших температур, но в Caterpillar стоит очень мощная система жидкостного охлаждения, дополняемая интенсивным вентиляционным обдувом. Если это произошло, значит, где-то есть утечки, либо не справляется помпа, а может, поломались лопасти или вискомуфта вентилятора.

Плохо отрегулированное давление может стать причиной смятия прокладок, протечки любых технических жидкостей тоже негативно скажутся на их состоянии. Особенно часто прокладки страдают в ДТП, их повреждения в данной ситуации вследствие ударов — объективный фактор, тут их нужно просто поменять вместе с узлом.

Характер повреждений может быть различным — от разрывов и полной потери большей части до частичных и абсолютных деформаций, может быть также изменение объёма как в большую, так и в меньшую сторону. В любом случае, такая прокладка должна меняться незамедлительно. Иногда повреждённая прокладка выдаёт себя признаками поломки того узла, где она стоит. Если это касается маслообеспечения, то будет не хватать смазки деталям, больше тратится масло, есть запах прогоревшего состава и т.д. При повреждениях прокладок в топливной системе стоит обратить внимание на расход горючего и такие признаки, как появление различных расцветок выхлопного дыма, трудности с холостым ходом и т.д.

Прокладки, расположенные в труднодоступных местах, тяжело диагностировать на повреждения, но в большинстве случаев достаточно их менять по срокам, указанным производителем, а лучше — немного раньше. Стоит учитывать, что все интервалы в инструкциях указаны, исходя из более чистых западных условий, у нас, в России и СНГ, всё немного жёстче, делайте на это поправку, ведь наверняка работаете не по точным сигналам установленного графика.

Что делать при неисправности?

При неисправности прокладки не остаётся других вариантов, как заменить её, потому что ремонт этого компонента даже трудно себе представить, хотя такие попытки нередко предпринимаются. Ну, например, от неё откололась какая-то часть, как вы её замените? Поставите заплатку из подобного материала? В том-то и проблема, что подобный материал вы достать не сможете, потому что его создавали в промышленных условиях, вводя уникальные составы. Да, вы можете поставить резину или даже металл, но он не будет иметь нужных свойств и быстро сломается. Если пробоина небольшая, то это на время спасёт, но уже на следующий день вам нужно будет ставить новую деталь, а за это время пострадает узел. Если имеется вмятина, то распрямить прокладку тоже невозможно без потерь. Поэтому остаётся только постановка нового прокладочного компонента.

Замена прокладки выполняется со снятием не только узла, который она закрывает, но и тех, что препятствуют доступу. При попытке дотянуться можно ненароком повредить смежные детали. Вообще, если речь идёт о тяжёлых узлах типа ГБЦ или самом цилиндровом блоке, лучше использовать подъёмник, а для этого, скорее всего, придётся обращаться на СТО. Так же следует поступить, если у вас нет навыков или уверенности в своих силах.

Когда меняют прокладку турбокомпрессора, то нужно вытащить все трубки, патрубки, подшипники. Сложными являются замены прокладок в валах — газораспределительном и коленчатом. Там важно не допустить проворота и правильно выставить фазы. Если выкручиваются болты, то мы рекомендуем их обновить, ведь они наверняка уже не новые. Закручивание должно вестись с усилиями, определяемыми в инструкции, потому что иначе деталь может быть повреждена. При постановке прокладка, как правило, промасливается, либо смазывается топливом, если речь идёт, например, об уплотнительных кольцах топливного насоса.

Заключение

Чтобы прокладка держалась в работоспособном состоянии дольше, нужно заниматься общей профилактикой силового агрегата, потому что большинство причин выхода из строя связано с неблагоприятными воздействиями, которые поражают весь спектр деталей в разной степени. Например, прокладки могут расплавиться от излишнего жара — значит, нужно проверить контур охлаждения, работу помпы и вентилятора. Другая возможная причина — они сминаются под излишним воздействием воздушного пресса, проверьте регуляцию давления. Проверка нужна и системе маслообеспечения, текущее масло застывает, смешивается с грязью и становится участником незапланированных химических воздействий. То же самое касается топлива, протечки очень опасны для многих составляющих мотора. Меняя компоненты, используйте только оригинальные изделия производства самого Катерпиллера, либо его партнёров. Нельзя получить качественный результат, если заменять прокладки кусками резины или предлагаемыми под видом оригинальных дешёвыми подделками. От этого пострадают защищаемые прокладками узлы. Приобрести настоящие прокладки заводского производства можно у нас, так как мы распространяем их по дистрибьютерскому соглашению.